Абашево

Утка с утятами


Деревня Абашево, Наровчатский уезд, Пензенская губерния

Начало ХХ века

Глина, лепка, глазурь. 7 х 12 х 3




Абашево (Пензенская обл.)

Развитие игрушки от небольшой традиционной свистульки к декоративной скульптуре малых форм можно видеть на примере произведений села Абашево Пензенской губернии. Самые старые абашевские игрушки относятся к началу XX века. Типаж их обычен – всадники-военные, дамы, птицы. Традиционна и покрывающая свистульки темно-зеленая глазурь. Однако они выделяются особенностями пластики и неповторимостью характеров. Абашевские всадники без ног, они слились с конем в одну фигуру. Их лица и морды коней полны экспрессии. Прием защипа в исполнении лиц, глубокие проколы глаз, форма голов придают им особое выражение и черты колючего гротеска, который усиливается определенным изяществом лепки. Гротеск свойствен всем абашевским игрушкам этого времени, в том числе и птицам-свистулькам.

В 1930-е годы творчество отца и сына Л. и П. Зоткиных открыло иной путь развития местной традиции – в мелкую пластику сказочного содержания, с росписью эмалевыми красками вместо глазури. Это направление в 1970–1980-е годы развивал однофамилец старых Зоткиных – Т. Н. Зоткин. Он не только повторял во множестве вариантов уже сложившиеся образы абашевских игрушек, но и создал свои персонажи, например „птицу-бабочку“, „петуха-вора“, Полкана. Игрушки Т. Зоткина сохраняют приемы местной лепки, но гротеск в них смягчен, а раскраска в синий, зеленый, желтый, вишневый, оранжевый цвет с золотыми бликами в деталях делает их еще более красочными и сказочными.

Абашево

Утка с утятами


Деревня Абашево, Наровчатский уезд, Пензенская губерния

Начало ХХ века

Clay, , glaze.






Развитие игрушки от небольшой традиционной свистульки к декоративной скульптуре малых форм можно видеть на примере произведений села Абашево Пензенской губернии. Самые старые абашевские игрушки относятся к началу XX века. Типаж их обычен – всадники-военные, дамы, птицы. Традиционна и покрывающая свистульки темно-зеленая глазурь. Однако они выделяются особенностями пластики и неповторимостью характеров. Абашевские всадники без ног, они слились с конем в одну фигуру. Их лица и морды коней полны экспрессии. Прием защипа в исполнении лиц, глубокие проколы глаз, форма голов придают им особое выражение и черты колючего гротеска, который усиливается определенным изяществом лепки. Гротеск свойствен всем абашевским игрушкам этого времени, в том числе и птицам-свистулькам.

В 1930-е годы творчество отца и сына Л. и П. Зоткиных открыло иной путь развития местной традиции – в мелкую пластику сказочного содержания, с росписью эмалевыми красками вместо глазури. Это направление в 1970–1980-е годы развивал однофамилец старых Зоткиных – Т. Н. Зоткин. Он не только повторял во множестве вариантов уже сложившиеся образы абашевских игрушек, но и создал свои персонажи, например „птицу-бабочку“, „петуха-вора“, Полкана. Игрушки Т. Зоткина сохраняют приемы местной лепки, но гротеск в них смягчен, а раскраска в синий, зеленый, желтый, вишневый, оранжевый цвет с золотыми бликами в деталях делает их еще более красочными и сказочными.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library