Памятные даты жизни А. С. Пушкина, отмечавшиеся на государственном уровне: 100-летие со дня его рождения (1899) и трагической гибели (1937) отразились в тематике деревянной игрушки Сергиева Посада и деревни Богородской. <...>
Народная любовь к пушкинскому творчеству выразилась в воплощении поэтических образов в богородской скульптуре последующих десятилетий. Ирония восприятия, чувство справедливости, умение передать живой характер персонажей в лаконичной форме — эти черты, свойственные лучшим произведениям резчиков, созвучны легкости и мудрой простоте пушкинского поэтического слога. Деревянная игрушка // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 187.
В 1940-е годы работал выдающийся потомственный резчик И. К. Стулов (1901–1979). Его произведения средствами богородского искусства передают образы популярных сказок и басен.
…„Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
„Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой“...
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.
Памятные даты жизни А. С. Пушкина, отмечавшиеся на государственном уровне: 100-летие со дня его рождения (1899) и трагической гибели (1937) отразились в тематике деревянной игрушки Сергиева Посада и деревни Богородской. <...>
Народная любовь к пушкинскому творчеству выразилась в воплощении поэтических образов в богородской скульптуре последующих десятилетий. Ирония восприятия, чувство справедливости, умение передать живой характер персонажей в лаконичной форме — эти черты, свойственные лучшим произведениям резчиков, созвучны легкости и мудрой простоте пушкинского поэтического слога. Деревянная игрушка // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 187.
В 1940-е годы работал выдающийся потомственный резчик И. К. Стулов (1901–1979). Его произведения средствами богородского искусства передают образы популярных сказок и басен.
…„Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
„Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой“...
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.