Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Самостоятельные скульптурки музыкантов, вырезанные богородцем А.Н. Зининым, составляют деревенский оркестр, а расставляя фигурки, можно менять динамику всей группы. Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.
Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Самостоятельные скульптурки музыкантов, вырезанные богородцем А.Н. Зининым, составляют деревенский оркестр, а расставляя фигурки, можно менять динамику всей группы. Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.