Богородское

Обед


Деревня Богородское, Владимирская губерния

XIX век

Дерево, резьба. 14,8 х 20,3 х 10,5

Пост. в 1938 из Кустарного музея


В отличие от раскрашенных посадских, богородские игрушки — чисто деревянные, в них использовались естественный цвет и фактура дерева. Лишь иногда богородцы возили фигурки красить в Посад. Их главными персонажами были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Со знанием дела передают мастера их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами. Эти остроумные приспособления шутливо отражали сходство с реальной жизнью.



Богородское (Владимирская губерния/Московская область)

Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.

Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.

Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.

Богородское

Обед


Деревня Богородское, Владимирская губерния

XIX век

Carving on wood.


В отличие от раскрашенных посадских, богородские игрушки — чисто деревянные, в них использовались естественный цвет и фактура дерева. Лишь иногда богородцы возили фигурки красить в Посад. Их главными персонажами были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Со знанием дела передают мастера их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами. Эти остроумные приспособления шутливо отражали сходство с реальной жизнью.





Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.

Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.

Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library