В 1976 году в Отдел народного искусства ГРМ поступило собрание народных игрушек, принадлежавшее народному артисту Российской Федерации, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву. Пока шли переговоры с музеем, актер умер, и через год собрание было приобретено у его сына, О. Л. Макарьева. По словам Л. Ф. Макарьева, собрание досталось ему от жены, актрисы ленинградского Театра юного зрителя В. А. Зандберг. К ней оно перешло от архитектора А. С. Серафимова, а первоначально принадлежало известному художнику-граверу, профессору В. В. Матэ.
Коллекцию [Макарьева-Матэ] составили четырнадцать деревянных игрушек ХIХ века из Сергиева Посада и Богородского и тридцать семь глиняных игрушек разных центров, в том числе неизвестных и неизученных. Ценнейшую и самую старую часть коллекции представляют игрушки из собрания В. В. Матэ (1856–1917). На некоторых из них есть надпись: «Матэ», с указанием порядкового номера. С 1884 и почти до 1910-х годов Матэ преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, располагавшегося в Соляном городке, где обитал и Петербургский кустарный музей, устраивавший выставки-продажи изделий народных мастеров. Кроме того, в Петербурге в 1890 году впервые состоялась выставка игрушек. Возможно, все это побудило художника к собиранию коллекции.
Большая часть коллекции состоит из уникальных произведений прославленных центров — Сергиева Посада, Богородского, вятской Дымковской слободы, Больших Гончаров в Туле и других. Лучшие из них находятся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Макарьев Леонид Федорович. Матэ Василий Васильевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 134.
Фигурка монахини по остроте и выразительности образа является выдающимся произведением тульской игрушки. Здесь форма конуса обыграна и в общем силуэте, и в деталях. Естественно уменьшаясь снизу вверх, она повторяется в основании, рукавах рясы, острие капюшона. Перепады в членениях фигуры ломают плавные, пологие линии контура, придавая ему характер нарастающего движения. Черный цвет росписи подчеркивает нерасчлененность объемов, компактность преувеличенно острой, колючей формы.
Фигурки монаха и монахини, очевидно парные, уникальны не только по выразительности образов, но и по самому сюжету, более характерному для деревянных игрушек.
В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
В 1976 году в Отдел народного искусства ГРМ поступило собрание народных игрушек, принадлежавшее народному артисту Российской Федерации, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву. Пока шли переговоры с музеем, актер умер, и через год собрание было приобретено у его сына, О. Л. Макарьева. По словам Л. Ф. Макарьева, собрание досталось ему от жены, актрисы ленинградского Театра юного зрителя В. А. Зандберг. К ней оно перешло от архитектора А. С. Серафимова, а первоначально принадлежало известному художнику-граверу, профессору В. В. Матэ.
Коллекцию [Макарьева-Матэ] составили четырнадцать деревянных игрушек ХIХ века из Сергиева Посада и Богородского и тридцать семь глиняных игрушек разных центров, в том числе неизвестных и неизученных. Ценнейшую и самую старую часть коллекции представляют игрушки из собрания В. В. Матэ (1856–1917). На некоторых из них есть надпись: «Матэ», с указанием порядкового номера. С 1884 и почти до 1910-х годов Матэ преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, располагавшегося в Соляном городке, где обитал и Петербургский кустарный музей, устраивавший выставки-продажи изделий народных мастеров. Кроме того, в Петербурге в 1890 году впервые состоялась выставка игрушек. Возможно, все это побудило художника к собиранию коллекции.
Большая часть коллекции состоит из уникальных произведений прославленных центров — Сергиева Посада, Богородского, вятской Дымковской слободы, Больших Гончаров в Туле и других. Лучшие из них находятся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Макарьев Леонид Федорович. Матэ Василий Васильевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 134.
Фигурка монахини по остроте и выразительности образа является выдающимся произведением тульской игрушки. Здесь форма конуса обыграна и в общем силуэте, и в деталях. Естественно уменьшаясь снизу вверх, она повторяется в основании, рукавах рясы, острие капюшона. Перепады в членениях фигуры ломают плавные, пологие линии контура, придавая ему характер нарастающего движения. Черный цвет росписи подчеркивает нерасчлененность объемов, компактность преувеличенно острой, колючей формы.
Фигурки монаха и монахини, очевидно парные, уникальны не только по выразительности образов, но и по самому сюжету, более характерному для деревянных игрушек.
В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).