В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).