В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные "платья для прогулки"; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки.
В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
At the beginning of the 1880s, a batch of toys from the Bolshiye Gonchary settlement in Tula appeared at an exhibition in Moscow. Subsequently, most of them were handed to the Russian Museum. Ladies under umbrellas, wet nurses with children, monks, servicemen, separate figures, few genre scenes put together convey the types of different social strata of the provincial town. This is not just toys anymore, but decorative figurines like fashionable porcelain ones. Such toys were created with the help of the achievements of porcelain plastics: the heads of larger figures were cast in special shapes. However, most of the toys were made in the usual way of hand modeling with the subsequent painting.
Ladies wear fashionable "dresses for a walk"; depicted accurately in details, wet nurses are in cardigans, skirts and aprons of the town servants. Few figures from Bolshiye Gonchary settlement remained a mysterious page in the history of Russian toys.
В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.
Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.
Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).