Дымково

Карусель


Е. И. Косс-Деньшина. Киров

1971

Глина, роспись, лепка. 22,5 х 20 х 21


Мастерица Е. И. Косс-Деньшина свято оберегала традиции старого Дымкова. Не будучи сторонницей введения в современную игрушку неизвестных ей ранее тем, Косс-Деньшина находила все новые решения традиционным образам. В ее творчестве есть все сюжеты и композиции, когда-либо созданные в этом центре, – от мелких свистулек до сложной веселой многофигурной „Карусели“. Но все они несут на себе печать своеобразия ее таланта. Она много работала над пластической выразительностью каждой фигурки, разнообразием мотивов и композиций орнаментов. Особенностью игрушек Косс-Деньшиной является также определенная гамма росписи, подчинение колорита одному доминирующему цвету.

Дымковская слобода (Вятка / Киров)

Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).

Дымково

Карусель


Е. И. Косс-Деньшина. Киров

1971

Clay, painting, .


Мастерица Е. И. Косс-Деньшина свято оберегала традиции старого Дымкова. Не будучи сторонницей введения в современную игрушку неизвестных ей ранее тем, Косс-Деньшина находила все новые решения традиционным образам. В ее творчестве есть все сюжеты и композиции, когда-либо созданные в этом центре, – от мелких свистулек до сложной веселой многофигурной „Карусели“. Но все они несут на себе печать своеобразия ее таланта. Она много работала над пластической выразительностью каждой фигурки, разнообразием мотивов и композиций орнаментов. Особенностью игрушек Косс-Деньшиной является также определенная гамма росписи, подчинение колорита одному доминирующему цвету.

Дымковская слобода (Вятка / Киров)

Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library