Тема сказки присутствует во всех видах народного искусства, занимая особое место в лаковой миниатюре. А. А. Федоров исполнил на маленькой квадратной коробочке миниатюру „Курочка-ряба“: „Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед с бабой били-били не разбили. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: „Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое!“
В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.
Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.
В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.
В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.
И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.
Тема сказки присутствует во всех видах народного искусства, занимая особое место в лаковой миниатюре. А. А. Федоров исполнил на маленькой квадратной коробочке миниатюру „Курочка-ряба“: „Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед с бабой били-били не разбили. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: „Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое!“
В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.
Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.
В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.
В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.
И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.