Федоскино (Данилково, Осташково)

Шкатулка „Пейзаж с мостиком“


И. И. Страхов. Федоскино, Московская область

1974

Масло, папье-маше, лак, роспись, сусальное золото. 6 х 10 х 16


Современные художники Федоскина создают новые оригинальные композиции, развивая традиционные направления, сложившиеся в федоскинской миниатюре еще в XIX столетии.

Среди них важное место занимает пейзаж. Он присутствует во всех работах мастеров, удачно дополняя любую тему. Но в творчестве такого старейшего живописца, как И. И. Страхов, исполнение пейзажных композиций стало главным. Его пейзажи всегда проникнуты тонким лиризмом. Спокойная колористическая гамма правдиво передает мягкие тона неяркой подмосковной природы.

На крышке шкатулки И. И. Страхов поместил „Пейзаж с мостиком“. Линии рисунка плавно очерчивают высокие берега, холмы, раскинувшийся в низине цветущий луг. За ним виднеется блестящая гладь реки, через которую перекинут дощатый мостик. Перспектива, намеченная диагональю тропинки и речки, уходит в полоску зеленеющей травы и дальнего леса. Интересно цветовое построение пейзажа. Желтая краска, положенная на серебряный фон, переливается множеством оттенков: от золотисто-зеленого до коричневого. Вкрапление легких лессировочных белых мазков создает впечатление нарядных цветов на зеленом лугу, серебристой листвы ивовых кустов, голубеющей реки.

Федоскино (Данилково, Осташково), Московская губерния /область

В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.

Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.

В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.

В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.

И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.

Федоскино (Данилково, Осташково)

Шкатулка „Пейзаж с мостиком“


И. И. Страхов. Федоскино, Московская область

1974

Oil, papier-mâche, lacquer, painting, .


Современные художники Федоскина создают новые оригинальные композиции, развивая традиционные направления, сложившиеся в федоскинской миниатюре еще в XIX столетии.

Среди них важное место занимает пейзаж. Он присутствует во всех работах мастеров, удачно дополняя любую тему. Но в творчестве такого старейшего живописца, как И. И. Страхов, исполнение пейзажных композиций стало главным. Его пейзажи всегда проникнуты тонким лиризмом. Спокойная колористическая гамма правдиво передает мягкие тона неяркой подмосковной природы.

На крышке шкатулки И. И. Страхов поместил „Пейзаж с мостиком“. Линии рисунка плавно очерчивают высокие берега, холмы, раскинувшийся в низине цветущий луг. За ним виднеется блестящая гладь реки, через которую перекинут дощатый мостик. Перспектива, намеченная диагональю тропинки и речки, уходит в полоску зеленеющей травы и дальнего леса. Интересно цветовое построение пейзажа. Желтая краска, положенная на серебряный фон, переливается множеством оттенков: от золотисто-зеленого до коричневого. Вкрапление легких лессировочных белых мазков создает впечатление нарядных цветов на зеленом лугу, серебристой листвы ивовых кустов, голубеющей реки.

Федоскино (Данилково, Осташково), Московская губерния /область

В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.

Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.

В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.

В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.

И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library