Как рассказывает предание, некий дед Филимон нашел залежи высокосортной глины. С него будто и начался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области гончарный промысел и изготовление глиняной игрушки. Однако гончарство за последние полвека почти прекратилось, а вот глиняные игрушки принесли промыслу всемирную славу и живут и по сей день.
Особенности лепки филимоновских игрушек сложились во многом благодаря свойствам местной глины – жирной „синики“, трескавшейся во время просушки фигурок и вынуждавшей мастериц их не раз проглаживать и „подтягивать“. Так родились вытянутые удлиненные пропорции филимоновских игрушек. Традиционные образы барынь, всадников, зверей и птиц дополнили уникальные местные композиции: стоящие „во фрунт“ солдаты, доярки, парочки на диване, застолья. Композиции „солдат кормит курицу“, „медведь смотрится в зеркало“ существуют только в Филимонове.
Характерные размеры филимоновских игрушек имеют свои варианты у разных персонажей. У зверей и птиц длинные шеи, придающие им особое изящество. Определенными приемами передана одежда. Так, у барынь высокие юбки колоколом с плавным пологим расширением книзу. У крестьянок колокол юбки прямой, вертикальный, более соответствующий рисунку крестьянского костюма. Высокие длинноногие солдаты одеты во френчи в талию, с погонами, белой манишкой и пуговицами, в полосатые штаны типа галифе и туфли на высоких каблуках.
Лепку игрушек подчеркивает такая же самобытная роспись – поперечными полосами, двухцветными блеклыми в более ранних игрушках и яркими в сочетаниях зеленого, желтого, красно-малинового и сине-фиолетового – в игрушках 1960–1990-х годов. Анилиновые краски, растертые на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка, наносятся прямо по розово-желтоватому после обжига цвету глины. Веселая пестрота красок на передниках крестьянок и платьях барынь сопровождается простейшими элементами орнамента, подчас также напоминающими о былых солярных символах. Все игрушки – свистульки, хотя во многих случаях это лишь внешняя дань традиции.
Веселый праздничный мир филимоновских игрушек един и многолик одновременно. Сложившийся местный стиль интерпретируется авторскими манерами и творческими пристрастиями разных мастериц – игрушечный промысел здесь всегда был уделом женщин.
Как рассказывает предание, некий дед Филимон нашел залежи высокосортной глины. С него будто и начался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области гончарный промысел и изготовление глиняной игрушки. Однако гончарство за последние полвека почти прекратилось, а вот глиняные игрушки принесли промыслу всемирную славу и живут и по сей день.
Особенности лепки филимоновских игрушек сложились во многом благодаря свойствам местной глины – жирной „синики“, трескавшейся во время просушки фигурок и вынуждавшей мастериц их не раз проглаживать и „подтягивать“. Так родились вытянутые удлиненные пропорции филимоновских игрушек. Традиционные образы барынь, всадников, зверей и птиц дополнили уникальные местные композиции: стоящие „во фрунт“ солдаты, доярки, парочки на диване, застолья. Композиции „солдат кормит курицу“, „медведь смотрится в зеркало“ существуют только в Филимонове.
Характерные размеры филимоновских игрушек имеют свои варианты у разных персонажей. У зверей и птиц длинные шеи, придающие им особое изящество. Определенными приемами передана одежда. Так, у барынь высокие юбки колоколом с плавным пологим расширением книзу. У крестьянок колокол юбки прямой, вертикальный, более соответствующий рисунку крестьянского костюма. Высокие длинноногие солдаты одеты во френчи в талию, с погонами, белой манишкой и пуговицами, в полосатые штаны типа галифе и туфли на высоких каблуках.
Лепку игрушек подчеркивает такая же самобытная роспись – поперечными полосами, двухцветными блеклыми в более ранних игрушках и яркими в сочетаниях зеленого, желтого, красно-малинового и сине-фиолетового – в игрушках 1960–1990-х годов. Анилиновые краски, растертые на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка, наносятся прямо по розово-желтоватому после обжига цвету глины. Веселая пестрота красок на передниках крестьянок и платьях барынь сопровождается простейшими элементами орнамента, подчас также напоминающими о былых солярных символах. Все игрушки – свистульки, хотя во многих случаях это лишь внешняя дань традиции.
Веселый праздничный мир филимоновских игрушек един и многолик одновременно. Сложившийся местный стиль интерпретируется авторскими манерами и творческими пристрастиями разных мастериц – игрушечный промысел здесь всегда был уделом женщин.