Мастерица А. И. Карпова большое внимание уделяет лепке. Ее фигурки обладают выразительными линиями силуэта, тонко проработанной моделировкой объемов. Роспись их яркая, многоцветная.
Как рассказывает предание, некий дед Филимон нашел залежи высокосортной глины. С него будто и начался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области гончарный промысел и изготовление глиняной игрушки. Однако гончарство за последние полвека почти прекратилось, а вот глиняные игрушки принесли промыслу всемирную славу и живут и по сей день.
Особенности лепки филимоновских игрушек сложились во многом благодаря свойствам местной глины – жирной „синики“, трескавшейся во время просушки фигурок и вынуждавшей мастериц их не раз проглаживать и „подтягивать“. Так родились вытянутые удлиненные пропорции филимоновских игрушек. Традиционные образы барынь, всадников, зверей и птиц дополнили уникальные местные композиции: стоящие „во фрунт“ солдаты, доярки, парочки на диване, застолья. Композиции „солдат кормит курицу“, „медведь смотрится в зеркало“ существуют только в Филимонове.
Характерные размеры филимоновских игрушек имеют свои варианты у разных персонажей. У зверей и птиц длинные шеи, придающие им особое изящество. Определенными приемами передана одежда. Так, у барынь высокие юбки колоколом с плавным пологим расширением книзу. У крестьянок колокол юбки прямой, вертикальный, более соответствующий рисунку крестьянского костюма. Высокие длинноногие солдаты одеты во френчи в талию, с погонами, белой манишкой и пуговицами, в полосатые штаны типа галифе и туфли на высоких каблуках.
Лепку игрушек подчеркивает такая же самобытная роспись – поперечными полосами, двухцветными блеклыми в более ранних игрушках и яркими в сочетаниях зеленого, желтого, красно-малинового и сине-фиолетового – в игрушках 1960–1990-х годов. Анилиновые краски, растертые на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка, наносятся прямо по розово-желтоватому после обжига цвету глины. Веселая пестрота красок на передниках крестьянок и платьях барынь сопровождается простейшими элементами орнамента, подчас также напоминающими о былых солярных символах. Все игрушки – свистульки, хотя во многих случаях это лишь внешняя дань традиции.
Веселый праздничный мир филимоновских игрушек един и многолик одновременно. Сложившийся местный стиль интерпретируется авторскими манерами и творческими пристрастиями разных мастериц – игрушечный промысел здесь всегда был уделом женщин.
Мастерица А. И. Карпова большое внимание уделяет лепке. Ее фигурки обладают выразительными линиями силуэта, тонко проработанной моделировкой объемов. Роспись их яркая, многоцветная.
Как рассказывает предание, некий дед Филимон нашел залежи высокосортной глины. С него будто и начался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области гончарный промысел и изготовление глиняной игрушки. Однако гончарство за последние полвека почти прекратилось, а вот глиняные игрушки принесли промыслу всемирную славу и живут и по сей день.
Особенности лепки филимоновских игрушек сложились во многом благодаря свойствам местной глины – жирной „синики“, трескавшейся во время просушки фигурок и вынуждавшей мастериц их не раз проглаживать и „подтягивать“. Так родились вытянутые удлиненные пропорции филимоновских игрушек. Традиционные образы барынь, всадников, зверей и птиц дополнили уникальные местные композиции: стоящие „во фрунт“ солдаты, доярки, парочки на диване, застолья. Композиции „солдат кормит курицу“, „медведь смотрится в зеркало“ существуют только в Филимонове.
Характерные размеры филимоновских игрушек имеют свои варианты у разных персонажей. У зверей и птиц длинные шеи, придающие им особое изящество. Определенными приемами передана одежда. Так, у барынь высокие юбки колоколом с плавным пологим расширением книзу. У крестьянок колокол юбки прямой, вертикальный, более соответствующий рисунку крестьянского костюма. Высокие длинноногие солдаты одеты во френчи в талию, с погонами, белой манишкой и пуговицами, в полосатые штаны типа галифе и туфли на высоких каблуках.
Лепку игрушек подчеркивает такая же самобытная роспись – поперечными полосами, двухцветными блеклыми в более ранних игрушках и яркими в сочетаниях зеленого, желтого, красно-малинового и сине-фиолетового – в игрушках 1960–1990-х годов. Анилиновые краски, растертые на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка, наносятся прямо по розово-желтоватому после обжига цвету глины. Веселая пестрота красок на передниках крестьянок и платьях барынь сопровождается простейшими элементами орнамента, подчас также напоминающими о былых солярных символах. Все игрушки – свистульки, хотя во многих случаях это лишь внешняя дань традиции.
Веселый праздничный мир филимоновских игрушек един и многолик одновременно. Сложившийся местный стиль интерпретируется авторскими манерами и творческими пристрастиями разных мастериц – игрушечный промысел здесь всегда был уделом женщин.