Фрагмент корабельной резьбы


Поволжье

XVIII век

Дерево, резьба, окраска. 150,5 х 47,2 х 6,2

Собрание Т. А. Мавриной


Донца прялок с характерной росписью и фрагменты архитектурной резьбы Поволжья, наряду с древними иконами, составили собрание уроженки тех мест художницы Т. А. Мавриной. В ее коллекции оказались две резные доски, служившие некогда для обшивки волжских судов. Это редчайшие предшественники местного архитектурного декора крестьянских домов, получившего широкое распространение в ХIХ веке. И. Я. Богуславская. Предисловие к каталогу выставки «Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 6.

Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) — известная художница, лауреат Государственной премии СССР, международной премии имени Г.-Х. Андерсена. Родилась в Нижнем Новгороде в семье педагогов. После учебы во ВХУТЕМАС (1922–1929) работала в жанре станковой живописи. С 1940-х годов занялась графикой и получила широкое признание как иллюстратор сказок, детских и юношеских книг, автор альбомов с путевыми зарисовками старинных русских городов. Интерес к народному искусству являлся для Мавриной опорой в собственном творчестве. Вместе с мужем, художником Н. В. Кузьминым (1890–1987), с середины 1930-х годов Маврина собирала коллекцию иконописи и предметов декоративно-прикладного и народного искусства, которая в настоящее время разделена и хранится в нескольких музеях страны (Музей личных коллекций ГМИИ, ГРМ, ГТГ и других).

Часть коллекции, принадлежащая ГРМ, поступила от Мавриной в 1992–1994 годах. В Отделе народного искусства хранятся уникальные городецкие прялочные донца, украшенные резьбой с инкрустацией и росписью... Из коллекции Мавриной поступили и две уникальные парные доски с корабельной резьбой, приобретенные, вероятно, в 1940-е годы у архитектора А. В. Щусева, с изображениями «фараона» и «фараонки». Вместе с двумя парами аналогичных памятников, хранящихся сейчас в ГИМ и Музее-заповеднике «Коломенское» (собрание П. И. Щукина), они являлись частью единого когда-то декоративного ансамбля, украшавшего «казенку» (каюту капитана или лоцмана) на волжском судне. О. В. Алексеева. Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 140-141.

Уникальная доска XVIII века с рельефными раскрашенными изображениями русалки и льва, вероятно, была деталью декора волжской барки. С появлением на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся строительством и украшением резьбой речных судов, перешли к созданию декора деревянных домов. И на протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы, получившей по наследству от прежних времен название «корабельной» или «глухой». Последнее связано с тем, что она выполнялась в рельефе, на глухом фоне доски.

Фрагмент корабельной резьбы


Поволжье

XVIII век

Wood, carving, .


Донца прялок с характерной росписью и фрагменты архитектурной резьбы Поволжья, наряду с древними иконами, составили собрание уроженки тех мест художницы Т. А. Мавриной. В ее коллекции оказались две резные доски, служившие некогда для обшивки волжских судов. Это редчайшие предшественники местного архитектурного декора крестьянских домов, получившего широкое распространение в ХIХ веке. И. Я. Богуславская. Предисловие к каталогу выставки «Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 6.

Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) — известная художница, лауреат Государственной премии СССР, международной премии имени Г.-Х. Андерсена. Родилась в Нижнем Новгороде в семье педагогов. После учебы во ВХУТЕМАС (1922–1929) работала в жанре станковой живописи. С 1940-х годов занялась графикой и получила широкое признание как иллюстратор сказок, детских и юношеских книг, автор альбомов с путевыми зарисовками старинных русских городов. Интерес к народному искусству являлся для Мавриной опорой в собственном творчестве. Вместе с мужем, художником Н. В. Кузьминым (1890–1987), с середины 1930-х годов Маврина собирала коллекцию иконописи и предметов декоративно-прикладного и народного искусства, которая в настоящее время разделена и хранится в нескольких музеях страны (Музей личных коллекций ГМИИ, ГРМ, ГТГ и других).

Часть коллекции, принадлежащая ГРМ, поступила от Мавриной в 1992–1994 годах. В Отделе народного искусства хранятся уникальные городецкие прялочные донца, украшенные резьбой с инкрустацией и росписью... Из коллекции Мавриной поступили и две уникальные парные доски с корабельной резьбой, приобретенные, вероятно, в 1940-е годы у архитектора А. В. Щусева, с изображениями «фараона» и «фараонки». Вместе с двумя парами аналогичных памятников, хранящихся сейчас в ГИМ и Музее-заповеднике «Коломенское» (собрание П. И. Щукина), они являлись частью единого когда-то декоративного ансамбля, украшавшего «казенку» (каюту капитана или лоцмана) на волжском судне. О. В. Алексеева. Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 140-141.

Уникальная доска XVIII века с рельефными раскрашенными изображениями русалки и льва, вероятно, была деталью декора волжской барки. С появлением на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся строительством и украшением резьбой речных судов, перешли к созданию декора деревянных домов. И на протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы, получившей по наследству от прежних времен название «корабельной» или «глухой». Последнее связано с тем, что она выполнялась в рельефе, на глухом фоне доски.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library