Фрагмент столешника


Север

XV–XVI века

Вышивка. 26 х 55

Снят в 1957 с иконы "Ветхозаветная Троица“ (XVI век) из Белозерска


Фрагмент столешника с геометризованными изображениями оленей и человеческих фигур – произведение древнего народного шитья. Оно снято с тыльной стороны одной из икон, на которую было наклеено для скрепления ее досок.

Столешник вышит белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак.

В рисунке преобладают диагонали, благодаря чему он кажется динамичным, подвижным. Композиция построена и рассчитана до последней клетки.  Геометризованный характер вышитых фигур зверей, птиц, человека является отголоском древнейшего в искусстве геометрического стиля.

Вышивка несет в себе черты пантеизма. Это своеобразный поэтический рассказ о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства.

Fragment of the table top


The North of Russia

15-16th century

Embroidery. 26 х 55


Фрагмент столешника с геометризованными изображениями оленей и человеческих фигур – произведение древнего народного шитья. Оно снято с тыльной стороны одной из икон, на которую было наклеено для скрепления ее досок.

Столешник вышит белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак.

В рисунке преобладают диагонали, благодаря чему он кажется динамичным, подвижным. Композиция построена и рассчитана до последней клетки.  Геометризованный характер вышитых фигур зверей, птиц, человека является отголоском древнейшего в искусстве геометрического стиля.

Вышивка несет в себе черты пантеизма. Это своеобразный поэтический рассказ о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library