Сергиев Посад

Гусар и барыня


Сергиев Посад (Московская губерния)

XIX век

Дерево, резьба, роспись. 41,7 х 10,6 х 6,8; 37 х 10,5 х 8

Собрание Л. Ф. Макарьева, В. В. Матэ

Пост. в 1976 из коллекции Л. Ф. Макарьева, ранее в собр. В. В. Матэ (СПб)


Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.

Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей. Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки.

Жеманные барыни и франтоватые гусары были особенно популярны в сергиевской игрушке. Высокие, стройные, они позируют на небольшом возвышении, сохраняющем форму трехгранной чурки, из которой словно «высвобождены» рукой мастера. Их вырезали ножом, затем в деталях прорабатывали мелкими стамесками и круглым долотом, с помощью которого наносили характерные вертикальные желобки на подставках-постаментах. Разной формы порезки и последующая роспись эмалевыми красками подробно передают великолепные гусарские мундиры и дамские туалеты, выявляя фактуру тканей, мехов, перьев на шляпах. Кукольны и замкнуты их глуповатые лица. Эти образы-типы точны и выразительны в своих характерах и социальной принадлежности. Ироничное отношение мастеров к своим героям не мешает любоваться их дорогими нарядами.

В 1976 году в Отдел народного искусства ГРМ поступило собрание народных игрушек, принадлежавшее народному артисту Российской Федерации, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву. Пока шли переговоры с музеем, актер умер, и через год собрание было приобретено у его сына, О. Л. Макарьева. По словам Л. Ф. Макарьева, собрание досталось ему от жены, актрисы ленинградского Театра юного зрителя В. А. Зандберг. К ней оно перешло от архитектора А. С. Серафимова, а первоначально принадлежало известному художнику-граверу, профессору В. В. Матэ.

Коллекцию [Макарьева-Матэ] составили четырнадцать деревянных игрушек ХIХ века из Сергиева Посада и Богородского и тридцать семь глиняных игрушек разных центров, в том числе неизвестных и неизученных. Ценнейшую и самую старую часть коллекции представляют игрушки из собрания В. В. Матэ (1856–1917). На некоторых из них есть надпись: «Матэ», с указанием порядкового номера. С 1884 и почти до 1910-х годов Матэ преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, располагавшегося в Соляном городке, где обитал и Петербургский кустарный музей, устраивавший выставки-продажи изделий народных мастеров. Кроме того, в Петербурге в 1890 году впервые состоялась выставка игрушек. Возможно, все это побудило художника к собиранию коллекции.

Большая часть коллекции состоит из уникальных произведений прославленных центров — Сергиева Посада, Богородского, вятской Дымковской слободы, Больших Гончаров в Туле и других. Лучшие из них находятся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Макарьев Леонид Федорович. Матэ Василий Васильевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 134.



Сергиев Посад (Московская губерния)

Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.

Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей.

Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки. Соседство с Троице-Сергиевой лаврой обеспечивало спрос и сбыт изделий.

Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное – работа „с живства“, то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур. Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Отщепы от больших поленьев шли на мелкий „щепной товар“ – изображения нянек, кормилиц, крестьянок, „китайскую мелочь“ – аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. Резали в Сергиевом Посаде и формы для игрушек из папье-маше – так называемые болвашки. Их оклеивали слоями бумажной массы, после просушки разрезали по контуру, соединяли обе половинки и получившийся объем расписывали. Болвашки служили не одному поколению мастеров.

В 1976 году в музей поступили уникальные игрушки XIX века, сделанные под Москвой в Сергиевом Посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В. В. Матэ. По желанию ее последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные игрушки были приобретены Русским музеем и стали ценнейшими экспонатами собрания.

Сергиев Посад

Hussar and Lady


Sergiev Posad, Moscow Province

XIX век

Wood, carving, painting. 41,7 х 10,6 х 6,8; 37 х 10,5 х 8


Along with typical peasant toy centers in Russia, there were craft centers located in settlements and towns. Such an arrangement caused a certain influence of urban culture, and hence the more complex artistic nature of local craft. The biggest among them is Sergiev Posad, a town that belongs to the Moscow province. Here wood carving has been for a long time, and the development of the toy carving craft is confirmed by the documents of the 17th century, which testify the acquisition of local toys for the royal children. The founding of the craft is attributed to the legendary master Tatyga, who once carved the first doll from a linden. In the 19th century Sergiev Posad was the largest center of Russian wooden toys.

The mincing ladies and fancy hussars were especially popular toys to make in Sergiev Posad. Tall and slender, they are posing on a small elevation, which preserves the shape of a trihedral block, as if the figures were released from it by the artist’s hand. They were cut out with a knife, and then the details were worked out with small chisels and a round chipper, with which the typical vertical grooves on the pedestals were made. Different forms of cutting and subsequent painting with enamel paints are conveying in detail the magnificent hussar uniforms and ladies' dresses, showing the texture of fabrics, fur, feathers on hats. Their slightly stupid faces resemble dolls. These images are precise and expressive, showing their characters and social belonging. The ironic attitude of masters to their heroes does not prevent the viewer from admiring their expensive outfits.





Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.

Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей.

Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки. Соседство с Троице-Сергиевой лаврой обеспечивало спрос и сбыт изделий.

Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное – работа „с живства“, то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур. Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Отщепы от больших поленьев шли на мелкий „щепной товар“ – изображения нянек, кормилиц, крестьянок, „китайскую мелочь“ – аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. Резали в Сергиевом Посаде и формы для игрушек из папье-маше – так называемые болвашки. Их оклеивали слоями бумажной массы, после просушки разрезали по контуру, соединяли обе половинки и получившийся объем расписывали. Болвашки служили не одному поколению мастеров.

В 1976 году в музей поступили уникальные игрушки XIX века, сделанные под Москвой в Сергиевом Посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В. В. Матэ. По желанию ее последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные игрушки были приобретены Русским музеем и стали ценнейшими экспонатами собрания.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library