В последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью в пять красок нежных оттенков. Темы росписи мастера черпали из жизни и природы, подчиняя изображения условному характеру декора. Виртуозный лаконичный рисунок в сочетании с мягкими мазками краски передавали образы птиц, зверей, деревенских пейзажей с дымящимися трубами домиков. Живописный декор нередко дополняли небольшие скульптурки, помещенные на плечиках сосудов: музыканты, целующиеся парочки, стреляющие из пушек военные, крестьянки в характерных костюмах. Гжельская майолика была модной и пользовалась большим спросом. Поэтому на некоторых изделиях, служивших подарками, мастера писали даты создания и делали авторские надписи.
В начале XIX века, в ответ на появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором. Долгое время сохраняя формы посуды, они украшали их растительным орнаментом в традиционных приемах подглазурной росписи кобальтом. Полуфаянсовые изделия бытовали на протяжении всего XIX века, пока не были вытеснены получившим распространение фарфором мелких частных заводиков.
В 1945-1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом.
Строгий стиль гжельского сине-белого фарфора находит индивидуальную интерпретацию в авторских манерах каждого из местных художников. Она проявляется в избирательном отношении к формам и назначению предметов, особенностях их пластики, приемах и характере росписи, даже манере наложения краски. Все это можно видеть в работах Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, Н. и В. Бидаков и других художников, внесших весомый вклад в достижения гжельского искусства.
В последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью в пять красок нежных оттенков. Темы росписи мастера черпали из жизни и природы, подчиняя изображения условному характеру декора. Виртуозный лаконичный рисунок в сочетании с мягкими мазками краски передавали образы птиц, зверей, деревенских пейзажей с дымящимися трубами домиков. Живописный декор нередко дополняли небольшие скульптурки, помещенные на плечиках сосудов: музыканты, целующиеся парочки, стреляющие из пушек военные, крестьянки в характерных костюмах. Гжельская майолика была модной и пользовалась большим спросом. Поэтому на некоторых изделиях, служивших подарками, мастера писали даты создания и делали авторские надписи.
В начале XIX века, в ответ на появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором. Долгое время сохраняя формы посуды, они украшали их растительным орнаментом в традиционных приемах подглазурной росписи кобальтом. Полуфаянсовые изделия бытовали на протяжении всего XIX века, пока не были вытеснены получившим распространение фарфором мелких частных заводиков.
В 1945-1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом.
Строгий стиль гжельского сине-белого фарфора находит индивидуальную интерпретацию в авторских манерах каждого из местных художников. Она проявляется в избирательном отношении к формам и назначению предметов, особенностях их пластики, приемах и характере росписи, даже манере наложения краски. Все это можно видеть в работах Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, Н. и В. Бидаков и других художников, внесших весомый вклад в достижения гжельского искусства.