Холмогоры Перепелкин Максим Иванович (1860-1930)

Игрушка - мебель - гарнитур


Архангельская губ., Холмогорский уезд, с. Ломоносово

1895

Резьба, прорезь, цевка. диван: 8,5 х 5; кресла: 2,5 х 3 , выс.-5,5




Холмогоры

Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамон­тов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.

Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.

Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.

XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.

Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.

Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.

Kholmogory Перепелкин Максим Иванович (1860-1930)

Игрушка - мебель - гарнитур


Архангельская губ., Холмогорский уезд, с. Ломоносово

1895

Carving, , .




Kholmogory

Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамон­тов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.

Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.

Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.

XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.

Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.

Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library