В 1970-е годы костерезы вновь обращаются к ажуру, мотивам раковины и к завиткам пышных растительных побегов, вытесненных в 1960-е годы лаконичной плоскорельефной резьбой. Традиции холмогорского рококо XVIII века пристально изучаются ими и находят новое творческое воплощение.
Кубок „Север“ работы А. Е. Штанга как будто традиционен. Но образ вещи, славящей труд северян и природу края, по-современному метафоричен. За парадностью вазы угадывается многозначный подтекст. Это и заздравная чаша, и ритуальный сосуд. (Н. В. Тарановская. Резьба по кости // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 200)
Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамонтов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.
Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.
Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.
XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.
Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.
Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.
В 1970-е годы костерезы вновь обращаются к ажуру, мотивам раковины и к завиткам пышных растительных побегов, вытесненных в 1960-е годы лаконичной плоскорельефной резьбой. Традиции холмогорского рококо XVIII века пристально изучаются ими и находят новое творческое воплощение.
Кубок „Север“ работы А. Е. Штанга как будто традиционен. Но образ вещи, славящей труд северян и природу края, по-современному метафоричен. За парадностью вазы угадывается многозначный подтекст. Это и заздравная чаша, и ритуальный сосуд. (Н. В. Тарановская. Резьба по кости // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 200)
Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамонтов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.
Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.
Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.
XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.
Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.
Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.