Холуй, Ивановская область

Ларчик „Сказание о Петре и Февронии“


Б. И. Киселев. Холуй, Ивановская область

1974

Темпера, папье-маше, золото, лак, роспись. 3,2 х 2,5 х 3,2

Пост. в 1975 от автора


В творчестве Б. И. Киселева значительное место занимают темы литературные. Привлекателен маленький ларчик на четырех плоских ножках. Его живопись посвящена древнерусскому сказанию о князе Петре и деве Февронии. Сложная форма предмета избрана не случайно. Она позволяет разместить на ней девять разных сюжетов в виде многофигурных сцен с пейзажем и архитектурой.

Живопись Б. И. Киселева – это тончайшие миниатюры, написанные в нежных разбеленных тонах розового, лимонно-желтого, бледно-зеленого, сиреневого; ярко-красным выделены детали. Он виртуозно владеет письмом золотом, используя его поверх цветных пятен, в орнаменте на черном фоне. Нередко миниатюры имеют сплошной золотой фон. Именно такой фон украшает верхнюю часть ларчика. Б. И. Киселев – художник лирического склада.

Холуй, Ивановская область

Село Холуй получило свое название от плетней из прутьев („холуев“), что ставили жители для ловли рыбы на живописных берегах реки Тезы. Уже в XVII веке Холуй был известен своим иконописным ремеслом, а в XIX столетии иконы писали в огромных количествах и продавали в разные районы России. Местная иконопись и послужила основой для нового искусства лаковой миниатюры. Его основателями в начале 1930-х годов были потомственные мастера В. Д. Молев-Пузанов, К. В. Костерин, С. А. Мокин.

Ориентируясь на свои иконы и в известной мере на опыт Палеха, холуйские художники пишут разнообразные композиции на жанрово-бытовые, сказочные и исторические темы, помещая их на черном фоне или в пейзаже. Композиции могут совмещать эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Нередко самостоятельной темой произведения становится орнамент, однако он может включать в себя и натюрморт, и пейзаж. Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная „картинность“, их колорит чист и ярок, а золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстерой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.

Холуй, Ивановская область

Ларчик „Сказание о Петре и Февронии“


Б. И. Киселев. Холуй, Ивановская область

1974

Tempera, papier-mâche, gold, lacquer, painting.


В творчестве Б. И. Киселева значительное место занимают темы литературные. Привлекателен маленький ларчик на четырех плоских ножках. Его живопись посвящена древнерусскому сказанию о князе Петре и деве Февронии. Сложная форма предмета избрана не случайно. Она позволяет разместить на ней девять разных сюжетов в виде многофигурных сцен с пейзажем и архитектурой.

Живопись Б. И. Киселева – это тончайшие миниатюры, написанные в нежных разбеленных тонах розового, лимонно-желтого, бледно-зеленого, сиреневого; ярко-красным выделены детали. Он виртуозно владеет письмом золотом, используя его поверх цветных пятен, в орнаменте на черном фоне. Нередко миниатюры имеют сплошной золотой фон. Именно такой фон украшает верхнюю часть ларчика. Б. И. Киселев – художник лирического склада.

Холуй, Ивановская область

Село Холуй получило свое название от плетней из прутьев („холуев“), что ставили жители для ловли рыбы на живописных берегах реки Тезы. Уже в XVII веке Холуй был известен своим иконописным ремеслом, а в XIX столетии иконы писали в огромных количествах и продавали в разные районы России. Местная иконопись и послужила основой для нового искусства лаковой миниатюры. Его основателями в начале 1930-х годов были потомственные мастера В. Д. Молев-Пузанов, К. В. Костерин, С. А. Мокин.

Ориентируясь на свои иконы и в известной мере на опыт Палеха, холуйские художники пишут разнообразные композиции на жанрово-бытовые, сказочные и исторические темы, помещая их на черном фоне или в пейзаже. Композиции могут совмещать эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Нередко самостоятельной темой произведения становится орнамент, однако он может включать в себя и натюрморт, и пейзаж. Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная „картинность“, их колорит чист и ярок, а золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстерой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library