Несмотря на официальные запреты деревянной скульптуры в русских церквах, народные мастера украшали их резными раскрашенными и позолоченными фигурами, в которых выражали свое понимание человеческой красоты, воплощали идеи добра и справедливости. Деревянные скульптуры являются фрагментами декоративного убранства многоярусных иконостасов церквей и соборов Севера и Средней России. Они были собраны научными экспедициями Русского музея в 1960-е годы.
Скульптуры из Вельска, Бежецка, районов Поволжья — произведения резчиков разного дарования и мастерства. Но каждое из них дает свое толкование евангельских образов Саваофа, Христа, Богоматери, апостолов, сочетая принятую иконографию с приметами реальной жизни, включая местный тип лица.
Композиция „Христос в темнице“ известна также под названиями „Спас полунощный“, „Страдающий Христос“, „Истинный Христос“ и другими. В XVIII‑XIX веках такие композиции приобрели популярность. Их помещали в церквах и часовнях, устанавливали в нишах стен или размещали в специальных дощатых киотах около иконостаса у северной стены храма. Известны изображения Христа в терновом венце и без него, защищающегося от ударов и сидящего в горестном раздумье с закованными в кандалы ногами и связанными руками.
Для всех изображений „Христа в темнице“ характерно несколько необычное понимание мастерами пластики. При всем разнообразии типов, сюжетных отличий, разном уровне профессионального мастерства резчиков лицо Христа трактовано реалистически. Одним из главных средств выразительности в таких произведениях стал жест.
Несмотря на официальные запреты деревянной скульптуры в русских церквах, народные мастера украшали их резными раскрашенными и позолоченными фигурами, в которых выражали свое понимание человеческой красоты, воплощали идеи добра и справедливости. Деревянные скульптуры являются фрагментами декоративного убранства многоярусных иконостасов церквей и соборов Севера и Средней России. Они были собраны научными экспедициями Русского музея в 1960-е годы.
Скульптуры из Вельска, Бежецка, районов Поволжья — произведения резчиков разного дарования и мастерства. Но каждое из них дает свое толкование евангельских образов Саваофа, Христа, Богоматери, апостолов, сочетая принятую иконографию с приметами реальной жизни, включая местный тип лица.
Композиция „Христос в темнице“ известна также под названиями „Спас полунощный“, „Страдающий Христос“, „Истинный Христос“ и другими. В XVIII‑XIX веках такие композиции приобрели популярность. Их помещали в церквах и часовнях, устанавливали в нишах стен или размещали в специальных дощатых киотах около иконостаса у северной стены храма. Известны изображения Христа в терновом венце и без него, защищающегося от ударов и сидящего в горестном раздумье с закованными в кандалы ногами и связанными руками.
Для всех изображений „Христа в темнице“ характерно несколько необычное понимание мастерами пластики. При всем разнообразии типов, сюжетных отличий, разном уровне профессионального мастерства резчиков лицо Христа трактовано реалистически. Одним из главных средств выразительности в таких произведениях стал жест.