Конец полотенца


Костромской уезд, Костромская губерния

Середина XIX века

Вышивка верхошвом и тамбуром цветной шерстью по льняному полотну. 32 х 55

Пост. в 1938 из Кустарного музея


Сюжет рейтара (всадника на петухе) известен в народном искусстве разных стран. Лубочная картинка на этот сюжет, возникшая под влиянием немецкого оригинала, высмеивала супружескую неверность. Всадник в длиннополой нарядной одежде и высоких черных сапогах сидит на огромном петухе, держа его точно коня за поводья. Петух с высоким гребнем и получеловеческим лицом с подчеркнутым глазом и бровью горделиво вышагивает, подняв одну лапу. Явно не поняв значения рогов, проросших сквозь шляпу рейтара, автор вышивки превратил их в пышный головной убор с маленькой птичкой на макушке. По традиции фигуры изображены в профиль, а лицо рейтара, расшитое простейшим способом, – в фас.

Если в изображении самого рейтара на петухе мастер следовал лубку, то композиция в целом свидетельствует о силе традиций в народном искусстве. Повторив зеркально фигуру рейтара, автор составил привычную трехчастную сцену, изобразив центром ее Алконоста, похожего на летящую стрекозу. Композиция из двух всадников, обращенных к человеческой фигуре и держащих коней под уздцы, – одна из древнейших и широко распространенных в русской вышивке. Но костромской мастер дополнил сцену двумя птицами, как бы удивленно глядящими на происходящее. Вверху и внизу две надписи. Одна – обычная для произведений народного искусства – „кого люблю того и дарю люблю сердечно а дарю навечно“. Вторая как бы поясняет изображенное – „ето птица Алконостъ а ето индейский петух“, в чем можно видеть подтверждение незнания автором истинного смысла образа рейтара.

Тамбурный шов здесь играет роль линейного контура, которым обрисованы не только сами фигуры, но и заполняющие их детали. Поверхность сплошь расшита верхошвом, плотно прилегающие стежки которого образуют полосы и ряды из нитей определенного цвета.

Конец полотенца


Костромской уезд, Костромская губерния

Середина XIX века

32 х 55


Сюжет рейтара (всадника на петухе) известен в народном искусстве разных стран. Лубочная картинка на этот сюжет, возникшая под влиянием немецкого оригинала, высмеивала супружескую неверность. Всадник в длиннополой нарядной одежде и высоких черных сапогах сидит на огромном петухе, держа его точно коня за поводья. Петух с высоким гребнем и получеловеческим лицом с подчеркнутым глазом и бровью горделиво вышагивает, подняв одну лапу. Явно не поняв значения рогов, проросших сквозь шляпу рейтара, автор вышивки превратил их в пышный головной убор с маленькой птичкой на макушке. По традиции фигуры изображены в профиль, а лицо рейтара, расшитое простейшим способом, – в фас.

Если в изображении самого рейтара на петухе мастер следовал лубку, то композиция в целом свидетельствует о силе традиций в народном искусстве. Повторив зеркально фигуру рейтара, автор составил привычную трехчастную сцену, изобразив центром ее Алконоста, похожего на летящую стрекозу. Композиция из двух всадников, обращенных к человеческой фигуре и держащих коней под уздцы, – одна из древнейших и широко распространенных в русской вышивке. Но костромской мастер дополнил сцену двумя птицами, как бы удивленно глядящими на происходящее. Вверху и внизу две надписи. Одна – обычная для произведений народного искусства – „кого люблю того и дарю люблю сердечно а дарю навечно“. Вторая как бы поясняет изображенное – „ето птица Алконостъ а ето индейский петух“, в чем можно видеть подтверждение незнания автором истинного смысла образа рейтара.

Тамбурный шов здесь играет роль линейного контура, которым обрисованы не только сами фигуры, но и заполняющие их детали. Поверхность сплошь расшита верхошвом, плотно прилегающие стежки которого образуют полосы и ряды из нитей определенного цвета.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library