Кожля (Курская губ.)

Барыня


Кожля, Курская губерния

Начало ХХ века

Глина, роспись, лепка. 10 х 4 х 3,5

Пост. в 1937 из отдела прикладного искусства ГРМ


В селе Кожля издавна существовал промысел глиняных игрушек. В конце XIX и начале XX века кожлянский промысел процветал. Почти в каждом дворе женщины и дети лепили в изобилии свистульки-забавы – „свистуны“. Фигурки покрывали росписью в виде многоцветной косой решетки. Величина их не превышает размера ладони, они миниатюрные, легкие, а форма удобно укладывается в руке. Крупные фигуры – барыни, всадники, коровы, петухи, часто служившие украшением окошек деревенских домов и комодов, лепили в небольшом количестве особые искусницы. Лепить их было хлопотно, и они часто рвались во время обжига. Раньше игрушки расписывали цветными чернилами, разведенными на яйце, сейчас – анилином. Поверх росписи игрушку „лачили“, покрывали сахарным сиропом с яйцом „для пущего блеска, чтоб слаще свистеть было“.

Кожля (Курская губерния)

В селе Кожля издавна существовал промысел глиняных игрушек. В конце XIX и начале XX века кожлянский промысел процветал. Почти в каждом дворе женщины и дети лепили в изобилии свистульки-забавы – „свистуны“. Фигурки покрывали росписью в виде многоцветной косой решетки. Величина их не превышает размера ладони, они миниатюрные, легкие, а форма удобно укладывается в руке. Крупные фигуры – барыни, всадники, коровы, петухи, часто служившие украшением окошек деревенских домов и комодов, лепили в небольшом количестве особые искусницы. Лепить их было хлопотно, и они часто рвались во время обжига. Раньше игрушки расписывали цветными чернилами, разведенными на яйце, сейчас – анилином. Поверх росписи игрушку „лачили“, покрывали сахарным сиропом с яйцом „для пущего блеска, чтоб слаще свистеть было“.

Один из самых популярных сюжетов в народной игрушке – всадник. Во многих районах сложился определенный тип коника-свистульки на коротких ногах с длинной шеей. Фигурка всадника без ног (а иногда и без рук) слита воедино с туловищем коня. Курские всадники вылеплены с предельной лаконичностью. Но, несмотря на простоту формы, свистульки села Кожля отличает большая выразительность и своеобразие.

Кожля (Курская губ.)

Барыня


Кожля, Курская губерния

Начало ХХ века

Clay, painting, .


В селе Кожля издавна существовал промысел глиняных игрушек. В конце XIX и начале XX века кожлянский промысел процветал. Почти в каждом дворе женщины и дети лепили в изобилии свистульки-забавы – „свистуны“. Фигурки покрывали росписью в виде многоцветной косой решетки. Величина их не превышает размера ладони, они миниатюрные, легкие, а форма удобно укладывается в руке. Крупные фигуры – барыни, всадники, коровы, петухи, часто служившие украшением окошек деревенских домов и комодов, лепили в небольшом количестве особые искусницы. Лепить их было хлопотно, и они часто рвались во время обжига. Раньше игрушки расписывали цветными чернилами, разведенными на яйце, сейчас – анилином. Поверх росписи игрушку „лачили“, покрывали сахарным сиропом с яйцом „для пущего блеска, чтоб слаще свистеть было“.

Кожля (Курская губерния)

В селе Кожля издавна существовал промысел глиняных игрушек. В конце XIX и начале XX века кожлянский промысел процветал. Почти в каждом дворе женщины и дети лепили в изобилии свистульки-забавы – „свистуны“. Фигурки покрывали росписью в виде многоцветной косой решетки. Величина их не превышает размера ладони, они миниатюрные, легкие, а форма удобно укладывается в руке. Крупные фигуры – барыни, всадники, коровы, петухи, часто служившие украшением окошек деревенских домов и комодов, лепили в небольшом количестве особые искусницы. Лепить их было хлопотно, и они часто рвались во время обжига. Раньше игрушки расписывали цветными чернилами, разведенными на яйце, сейчас – анилином. Поверх росписи игрушку „лачили“, покрывали сахарным сиропом с яйцом „для пущего блеска, чтоб слаще свистеть было“.

Один из самых популярных сюжетов в народной игрушке – всадник. Во многих районах сложился определенный тип коника-свистульки на коротких ногах с длинной шеей. Фигурка всадника без ног (а иногда и без рук) слита воедино с туловищем коня. Курские всадники вылеплены с предельной лаконичностью. Но, несмотря на простоту формы, свистульки села Кожля отличает большая выразительность и своеобразие.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library