Богородское

Кузнецы


Конец XIX века

Дерево, резьба. 10,5 х 20 х 2,5


По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотками. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочередно наклонятся и стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужичке. Эта игрушка также популярна, как матрешка. Ее хранил у себя и высоко ценил знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В 1910 году группа русских художников посетила мастерскую Родена. Он показал им „кузнецов“ и спросил: „А много у вас есть людей, способных творить такое прекрасное?“

Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой богородского промысла.

Богородское (Владимирская губерния/Московская область)

Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.

Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.

Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.

Богородское

Blacksmiths


Bogorodskoe, Vladimir Province

Late 19th century

Wood, carving. 10,5 х 20 х 2,5


По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотками. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочередно наклонятся и стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужичке. Эта игрушка также популярна, как матрешка. Ее хранил у себя и высоко ценил знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В 1910 году группа русских художников посетила мастерскую Родена. Он показал им „кузнецов“ и спросил: „А много у вас есть людей, способных творить такое прекрасное?“

Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой богородского промысла.

Богородское (Владимирская губерния/Московская область)

Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.

Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.

Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library