По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотками. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочередно наклонятся и стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужичке. Эта игрушка также популярна, как матрешка. Ее хранил у себя и высоко ценил знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В 1910 году группа русских художников посетила мастерскую Родена. Он показал им „кузнецов“ и спросил: „А много у вас есть людей, способных творить такое прекрасное?“
Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой богородского промысла.
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.
По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотками. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочередно наклонятся и стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужичке. Эта игрушка также популярна, как матрешка. Ее хранил у себя и высоко ценил знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В 1910 году группа русских художников посетила мастерскую Родена. Он показал им „кузнецов“ и спросил: „А много у вас есть людей, способных творить такое прекрасное?“
Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой богородского промысла.
Деревня Богородское находится недалеко от Сергиева Посада. Местное предание рассказывает, что более трех столетий назад мать сделала для своих детей из деревянного чурбачка куклу „Ауку“ (куклу в виде спеленутого младенца), положив начало новому промыслу. Территориальная близость Сергиева Посада и Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку – „белье“, которое иногда возили расписывать посадским „красилам“. В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные „балбешки“ богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия. Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали „кузнецы“ – медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов. |
Игрушкой в Богородском занимались целыми семьями и фамильными династиями. Многие из них донесли это искусство в современность. Круг традиционных тем обогатился новыми сюжетами и композициями – сказочными, литературными, жанровыми, историческими. Современные мастера бережно сохраняют стилистические особенности резьбы, традиционные приемы движения, в том числе так называемые разводы – способ укрепления фигурок на планках, позволяющий передвигать их в шеренги. Многим игрушкам свойственна ненавязчивая поучительность, окрашенная добрым юмором.