Мстера, Владимирская область

Коробочка „Аленушка“


Л. И. Костакова. Мстера, Владимирская область

1992

Темпера, папье-маше, золото, лак, миниатюрная живопись. В.-2,5; дм-5

Пост. в 1994 от автора


Л. И. Костакова исполнила на коробочке миниатюру на сюжет народной русской сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“.

Однажды Иванушка не послушался своей старшей сестры, напился в жару из козьего копытца и превратился в козленочка. Добрый купец взял Аленушку в жены, с ними и братец-козленочек стал жить. Но однажды ведьма обманом заманила Аленушку купаться, да утопила в речке, а сама превратилась в Аленушку, да так, что никто не распознал подмены, кроме братца. Стал он на речку бегать, звать сестру, та жалобно отвечала ему из глубины. Прослышал про то чудо купец, сетями шелковыми вызволил со дна живую и здоровую Аленушку, а злую ведьму-обманщицу наказал жестоко. А козленочек на радостях снова обернулся мальчиком Иванушкой.



Мстера, Владимирская область

Богоявленская слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем. Особенно хорошо у них получались строгановские „мелочные письма“ – с миниатюрными сценами и множеством деталей.

В начале XX века с появлением хромолитографии в иконописном искусстве наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с механизированным производством печатных икон.

После 1917 года мстерские иконописцы были озабочены поисками нового пути в искусстве. Они пробовали себя в росписи масляными красками настенных ковриков на полотне, деревянных предметов. Это давало дополнительный доход, но качество продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания. В 1931 году мастера обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основателями нового искусства во Мстере были потомственные иконописцы А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и И. Н. Морозов. Каждый из них обладал оригинальным творческим почерком и в то же время закладывал основы общего стиля мстерской лаковой миниатюры, видоизменяя и развивая особенности местной иконописи. Из нее в миниатюру перешли, кроме письма темперными красками, ярусное построение композиции, монохромный колорит, характерный рисунок. Мастера размещают любое действие на фоне непременного пейзажа, нередко передающего живописные окрестности самой Мстеры. Композиции обрамляются орнаментальной каймой, уподобляющей миниатюру живописной картине.

За десятилетия развития мстерской миниатюрной живописи в ней выросло не одно поколение талантливых художников, работающих в разных направлениях – от сюжетных тем сказочного, литературного или исторического содержания до пейзажа и ювелирно-орнаментальных композиций, основоположником которых был выдающийся мстерский живописец Е. В. Юрин (1898-1983).

Мстера, Владимирская область

Коробочка „Аленушка“


Л. И. Костакова. Мстера, Владимирская область

1992

Tempera, papier-mâche, gold, varnish, .


Л. И. Костакова исполнила на коробочке миниатюру на сюжет народной русской сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“.

Однажды Иванушка не послушался своей старшей сестры, напился в жару из козьего копытца и превратился в козленочка. Добрый купец взял Аленушку в жены, с ними и братец-козленочек стал жить. Но однажды ведьма обманом заманила Аленушку купаться, да утопила в речке, а сама превратилась в Аленушку, да так, что никто не распознал подмены, кроме братца. Стал он на речку бегать, звать сестру, та жалобно отвечала ему из глубины. Прослышал про то чудо купец, сетями шелковыми вызволил со дна живую и здоровую Аленушку, а злую ведьму-обманщицу наказал жестоко. А козленочек на радостях снова обернулся мальчиком Иванушкой.





Богоявленская слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем. Особенно хорошо у них получались строгановские „мелочные письма“ – с миниатюрными сценами и множеством деталей.

В начале XX века с появлением хромолитографии в иконописном искусстве наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с механизированным производством печатных икон.

После 1917 года мстерские иконописцы были озабочены поисками нового пути в искусстве. Они пробовали себя в росписи масляными красками настенных ковриков на полотне, деревянных предметов. Это давало дополнительный доход, но качество продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания. В 1931 году мастера обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основателями нового искусства во Мстере были потомственные иконописцы А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и И. Н. Морозов. Каждый из них обладал оригинальным творческим почерком и в то же время закладывал основы общего стиля мстерской лаковой миниатюры, видоизменяя и развивая особенности местной иконописи. Из нее в миниатюру перешли, кроме письма темперными красками, ярусное построение композиции, монохромный колорит, характерный рисунок. Мастера размещают любое действие на фоне непременного пейзажа, нередко передающего живописные окрестности самой Мстеры. Композиции обрамляются орнаментальной каймой, уподобляющей миниатюру живописной картине.

За десятилетия развития мстерской миниатюрной живописи в ней выросло не одно поколение талантливых художников, работающих в разных направлениях – от сюжетных тем сказочного, литературного или исторического содержания до пейзажа и ювелирно-орнаментальных композиций, основоположником которых был выдающийся мстерский живописец Е. В. Юрин (1898-1983).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library