Мстера, Владимирская область, Зонина Е. Н.

Шкатулка „Сказка о рыбаке и рыбке“


1980-е

Темпера, папье-маше, золото, лак, миниатюрная живопись. 12,5 х 17,5 х 4


Шкатулка Е. Н. Зониной выполнена по сюжету сказки А. С. Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“.

Однажды бедному старику, живущему на берегу моря, в сети попала волшебная золотая рыбка. В благодарность за то, что старик выпустил ее из своего невода, рыбка пообещала исполнить его желание. Старик был бескорыстен, но его злая и жадная жена требовала для себя все больших и больших богатств и власти. Она так рассердила золотую рыбку, что та лишила ее всего, и старуха вновь стала жить со стариком в простой деревенской избе на берегу моря.

Сказка о рыбаке и рыбке (1831)

Сюжет сказки основан на померанской сказке ≪О рыбаке и его жене≫, где старуха становится римским папой. В первой редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара. Но сохранить русский колорит оказалось более важно.  // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 202.



Мстера, Владимирская область

Богоявленская слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем. Особенно хорошо у них получались строгановские „мелочные письма“ – с миниатюрными сценами и множеством деталей.

В начале XX века с появлением хромолитографии в иконописном искусстве наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с механизированным производством печатных икон.

После 1917 года мстерские иконописцы были озабочены поисками нового пути в искусстве. Они пробовали себя в росписи масляными красками настенных ковриков на полотне, деревянных предметов. Это давало дополнительный доход, но качество продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания. В 1931 году мастера обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основателями нового искусства во Мстере были потомственные иконописцы А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и И. Н. Морозов. Каждый из них обладал оригинальным творческим почерком и в то же время закладывал основы общего стиля мстерской лаковой миниатюры, видоизменяя и развивая особенности местной иконописи. Из нее в миниатюру перешли, кроме письма темперными красками, ярусное построение композиции, монохромный колорит, характерный рисунок. Мастера размещают любое действие на фоне непременного пейзажа, нередко передающего живописные окрестности самой Мстеры. Композиции обрамляются орнаментальной каймой, уподобляющей миниатюру живописной картине.

За десятилетия развития мстерской миниатюрной живописи в ней выросло не одно поколение талантливых художников, работающих в разных направлениях – от сюжетных тем сказочного, литературного или исторического содержания до пейзажа и ювелирно-орнаментальных композиций, основоположником которых был выдающийся мстерский живописец Е. В. Юрин (1898-1983).

Мстера, Владимирская область, Зонина Е. Н.

Шкатулка „Сказка о рыбаке и рыбке“


1980s

Tempera, papier-mâche, gold, varnish, . 12,5 х 17,5 х 4


Шкатулка Е. Н. Зониной выполнена по сюжету сказки А. С. Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“.

Однажды бедному старику, живущему на берегу моря, в сети попала волшебная золотая рыбка. В благодарность за то, что старик выпустил ее из своего невода, рыбка пообещала исполнить его желание. Старик был бескорыстен, но его злая и жадная жена требовала для себя все больших и больших богатств и власти. Она так рассердила золотую рыбку, что та лишила ее всего, и старуха вновь стала жить со стариком в простой деревенской избе на берегу моря.

Сказка о рыбаке и рыбке (1831)

Сюжет сказки основан на померанской сказке ≪О рыбаке и его жене≫, где старуха становится римским папой. В первой редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара. Но сохранить русский колорит оказалось более важно.  // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 202.





Богоявленская слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем. Особенно хорошо у них получались строгановские „мелочные письма“ – с миниатюрными сценами и множеством деталей.

В начале XX века с появлением хромолитографии в иконописном искусстве наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с механизированным производством печатных икон.

После 1917 года мстерские иконописцы были озабочены поисками нового пути в искусстве. Они пробовали себя в росписи масляными красками настенных ковриков на полотне, деревянных предметов. Это давало дополнительный доход, но качество продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания. В 1931 году мастера обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основателями нового искусства во Мстере были потомственные иконописцы А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и И. Н. Морозов. Каждый из них обладал оригинальным творческим почерком и в то же время закладывал основы общего стиля мстерской лаковой миниатюры, видоизменяя и развивая особенности местной иконописи. Из нее в миниатюру перешли, кроме письма темперными красками, ярусное построение композиции, монохромный колорит, характерный рисунок. Мастера размещают любое действие на фоне непременного пейзажа, нередко передающего живописные окрестности самой Мстеры. Композиции обрамляются орнаментальной каймой, уподобляющей миниатюру живописной картине.

За десятилетия развития мстерской миниатюрной живописи в ней выросло не одно поколение талантливых художников, работающих в разных направлениях – от сюжетных тем сказочного, литературного или исторического содержания до пейзажа и ювелирно-орнаментальных композиций, основоположником которых был выдающийся мстерский живописец Е. В. Юрин (1898-1983).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library