А. А. Дыдыкин – один из интереснейших художников Палеха – неоднократно обращался к теме русских былин и сказок. Вглядываясь в миниатюры, мы восхищаемся мастерством живописца, с интересом рассматриваем героев произведений. Среди них – Садко.
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье – перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.
В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.
Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.
Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.
А. А. Дыдыкин – один из интереснейших художников Палеха – неоднократно обращался к теме русских былин и сказок. Вглядываясь в миниатюры, мы восхищаемся мастерством живописца, с интересом рассматриваем героев произведений. Среди них – Садко.
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье – перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.
В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.
Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.
Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.