Монументальное панно "Гончарное производство“ – это один из первых опытов палехских декоративных лаковых панно для общественного интерьера. Средствами палехской миниатюры автор – потомственный палехский художник-иконописец – показывает все стадии гончарной работы – от замеса глины до создания керамики и ее продажи.
Панно «Гончарное производство» написано для украшения одного из залов Дома культуры промкооперации в Ленинграде (построен в 1931–1938 годах, с 1960-го — Дворец культуры имени Ленсовета). Всего было выполнено четыре панно, два из них в 2001 году были переданы в Русский музей.
Автор панно — Зубков Иван Иванович (1883–1938, Палех, Ивановская область). Художник учился в иконописной мастерской братьев Белоусовых (1893–1896), работал там же до 1917 года. Писал иконы, фрески, занимался реставрацией фресковой живописи. Член Артели древней живописи с 5 декабря 1924 года и один из семи ее основателей.
Палешане, помимо миниатюрной живописи на папье-маше, нередко обращались к монументально-декоративной живописи. Панно выполнялись на холсте или деревянных досках. Тема панно «Гончарное производство» связана с одним из важных видов деятельности системы промысловой кооперации — кустарным изготовлением глиняных изделий. Панно написано в 1932 году, когда во многих регионах России работали еще сотни гончаров. Существовал даже целый колхоз, специализирующийся на керамике, — «Красный гончар».
Слева направо на панно разворачиваются сцены жизни гончарного крестьянского промысла: добыча глины — бадьями из колодца, вырытого в месте залегания глины, — перевозка глины в деревню, подготовка глины к работе (на огороженной площадке ее мнут босыми ногами, подливая воду). Готовое глиняное «тесто» переносят в гончарную мастерскую, где на ручных кругах формуют сосуды. На отдалении от домов в земле вырыты горны для обжига — большие ямы, откуда достают уже обожженную посуду. Готовые изделия: горшки, кувшины, вазы, свистульки —укладывают в телегу и отправляют на ярмарку.
Творческая манера палешанина, потомственного иконописца Ивана Ивановича Зубкова, отличается любовью к простому среднерусскому пейзажу. Произведения Зубкова всегда узнаваемы, только он так своеобразно изображает деревья: стройные, с тонкими стволами и раскидистыми легкими кронами, они организуют пространство, как театральные кулисы. Каждое деревце — со своими характерными листьями, особого цвета, но все как будто пронизаны тонкими золотыми штрихами.
Учился в иконописной мастерской братьев Белоусовых (1893–1896), работал там же до 1917 года. Писал иконы, фрески, занимался реставрацией фресковой живописи. Член Артели древней живописи с 5 декабря 1924 года и один из семи ее основателей.
The monumental panel "Pottery" is one of the first experiments of the Palekh decorative lacquer panels for the public interior. It used to adorn the foyer of the Lensovet Palace of Culture and then the panel was handed to the Russian Museum. The author, a hereditary Palekh icon painter, depicted all stages of pottery making, from clay mixing to the creation of ceramics and its sale, by means of the Palekh miniature.
Учился в иконописной мастерской братьев Белоусовых (1893–1896), работал там же до 1917 года. Писал иконы, фрески, занимался реставрацией фресковой живописи. Член Артели древней живописи с 5 декабря 1924 года и один из семи ее основателей.