Пермогорье (Волог.губ.)

Кружка-жбан


Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

XIX век

Роспись. 21 х 18,5 х 21,5

Пост. в 1945 из коллекции В. В. Лебедева


В XIX веке один из крупных центров росписи находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь расписывали деревянные ковши-скопкари, миски, кружки, прялки, берестяные туеса, лукошки и коробейки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах.  Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму. 

Сюжетная роспись получила преимущественное развитие в Пермогорье с начала ХIХ века до первых десятилетий ХХ века. Об этом говорят имеющиеся даты на утвари и прялках.

Процесс вытеснения резьбы росписью происходил и здесь. Техника росписи ведется по меловому грунту, но краски „мучкой“ растираются на яичной основе.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)

Пермогорье (Волог.губ.)

Кружка-жбан


Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

XIX век

Painting.


В XIX веке один из крупных центров росписи находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь расписывали деревянные ковши-скопкари, миски, кружки, прялки, берестяные туеса, лукошки и коробейки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах.  Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму. 

Сюжетная роспись получила преимущественное развитие в Пермогорье с начала ХIХ века до первых десятилетий ХХ века. Об этом говорят имеющиеся даты на утвари и прялках.

Процесс вытеснения резьбы росписью происходил и здесь. Техника росписи ведется по меловому грунту, но краски „мучкой“ растираются на яичной основе.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library