Мастерская О. Ф. Вишнякова, Жостово, Московская губ./обл.

Поднос


Московская губерния

1880-е

Масло, бронза, лак, роспись, металл. 2,5 x 46,5 x 59,5

Пост. в 1974 от М. П. Казачкова (Ленинград)


В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.
В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. В этом можно убедиться на примере подноса с букетом цветов на белом фоне. В нем ярко выражены стилистические особенности искусства Жостова того времени, единство формы и росписи, которое свойственно лучшим произведениям промысла.

Несложная по рисунку форма подноса пропорциональна в своих размерах, обладает упругостью и пластичностью, благодаря работе коваля (кузнец), исполнившего ее вручную на наковальне. На белом фоне написан букет типичных для подносов того времени роз, вьюнков, георгинов, окутанных листьями и травками. Нежные оттенки розовых, голубых, сиреневых цветов, зелени листьев гармонируют с фоном цвета слоновой кости. Объединяет и завершает композицию золотистый узор из виноградных листьев и гроздьев, мягко стелющийся с борта подноса на его поле. Орнаментальная плоскость этой "уборки“ (так в Жостове называют обрамление на бортах) еще больше подчеркивает свободную непринужденную манеру живописи букета.

Мастерская О. Ф. Вишнякова

Мастерская О. Ф. Вишнякова, Жостово, Московская губ./обл.

Tray


Moscow Province

1880s

Oil, bronze, lacquer, painting, metal. 2,5 x 46,5 x 59,5


At the beginning of the 19th century, the merchant Philip Vishnyakov opened a papier- mâché workshop in Zhostovo. At that time, he did not suspect that he founded a new craft, which was destined to become one of the unique centres of Russian folk culture.

The first trays were made of papier-mâché, as well as boxes and snuffboxes, stamp boxes and caskets. In the 1830s, the trays in Zhostovo became to be made of metal, following the example of Nizhny Tagil masters. A unique system of decorative painting on trays had formed to the 1880s. It included multi-layer painting techniques on coloured and metallized backgrounds, as well as encrustation with mother of pearl. Various forms of trays were decorated with floral compositions created in oil paints. The production of trays in Zhostovo reached its peak in the last third of the 19th century.

The vivid example of this is a tray with a bouquet of flowers on a white background. It clearly shows the stylistic features of the Zhostovo art at that time, the unity of form and painting, which is characteristic of the best works of the craft. On a white background, there is  a bouquet of roses, bindweeds, dahlias, wrapped in leaves and weeds that were typical for the trays of that time.

The Vishnyakov Workshop


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library