В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.
В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. В этом можно убедиться на примере подноса с букетом цветов на белом фоне. В нем ярко выражены стилистические особенности искусства Жостова того времени, единство формы и росписи, которое свойственно лучшим произведениям промысла.
Несложная по рисунку форма подноса пропорциональна в своих размерах, обладает упругостью и пластичностью, благодаря работе коваля (кузнец), исполнившего ее вручную на наковальне. На белом фоне написан букет типичных для подносов того времени роз, вьюнков, георгинов, окутанных листьями и травками. Нежные оттенки розовых, голубых, сиреневых цветов, зелени листьев гармонируют с фоном цвета слоновой кости. Объединяет и завершает композицию золотистый узор из виноградных листьев и гроздьев, мягко стелющийся с борта подноса на его поле. Орнаментальная плоскость этой "уборки“ (так в Жостове называют обрамление на бортах) еще больше подчеркивает свободную непринужденную манеру живописи букета.
В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.
Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.
В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.
В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.
At the beginning of the 19th century, the merchant Philip Vishnyakov opened a papier- mâché workshop in Zhostovo. At that time, he did not suspect that he founded a new craft, which was destined to become one of the unique centres of Russian folk culture.
The first trays were made of papier-mâché, as well as boxes and snuffboxes, stamp boxes and caskets. In the 1830s, the trays in Zhostovo became to be made of metal, following the example of Nizhny Tagil masters. A unique system of decorative painting on trays had formed to the 1880s. It included multi-layer painting techniques on coloured and metallized backgrounds, as well as encrustation with mother of pearl. Various forms of trays were decorated with floral compositions created in oil paints. The production of trays in Zhostovo reached its peak in the last third of the 19th century.
The vivid example of this is a tray with a bouquet of flowers on a white background. It clearly shows the stylistic features of the Zhostovo art at that time, the unity of form and painting, which is characteristic of the best works of the craft. On a white background, there is a bouquet of roses, bindweeds, dahlias, wrapped in leaves and weeds that were typical for the trays of that time.
В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.
Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.
В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.
В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.