На подзорах из районов Русского Севера (подзор — нарядный край простыни) развертываются орнаментальные картины-рассказы: катания в каретах, гулянья в парках, сюжеты народных сказок („Семь Симеонов“), изображения архитектурных ансамблей, реальных и фантастических зверей и птиц. Эти изысканные вещи вышиты по тонкому льняному полотну, специально сплетенной или продернутой сетке. По ним узор как бы „настелен“, а каждая фигура расшита мельчайшими швами-узорами, пришедшими в народную вышивку из древнерусского золотного шитья.
Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ на подзорах соседствуют с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону — мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.
Все вышивки XVIII века завершаются красивыми фестонами плетеного кружева, со временем становившегося все более популярным видом народного искусства.
На подзорах из районов Русского Севера (подзор — нарядный край простыни) развертываются орнаментальные картины-рассказы: катания в каретах, гулянья в парках, сюжеты народных сказок („Семь Симеонов“), изображения архитектурных ансамблей, реальных и фантастических зверей и птиц. Эти изысканные вещи вышиты по тонкому льняному полотну, специально сплетенной или продернутой сетке. По ним узор как бы „настелен“, а каждая фигура расшита мельчайшими швами-узорами, пришедшими в народную вышивку из древнерусского золотного шитья.
Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ на подзорах соседствуют с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону — мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.
Все вышивки XVIII века завершаются красивыми фестонами плетеного кружева, со временем становившегося все более популярным видом народного искусства.