На подзорах из районов Русского Севера (подзор — нарядный край простыни) развертываются орнаментальные картины-рассказы: катания в каретах, гулянья в парках, сюжеты народных сказок („Семь Симеонов“), изображения архитектурных ансамблей, реальных и фантастических зверей и птиц. Эти изысканные вещи вышиты по тонкому льняному полотну, специально сплетенной или продернутой сетке. По ним узор как бы „настелен“, а каждая фигура расшита мельчайшими швами-узорами, пришедшими в народную вышивку из древнерусского золотного шитья.
Среди вышивок XVIII века интересен подзор, созданный по мотивам русской сказки о семи Симеонах. Во всю длину полотна фризом развертываются главные эпизоды сказки. Здесь терема царя Адора, корабли, выстроенные одним из братьев, царь и Елена Прекрасная на корабле, плывущем по бурному морю, которое олицетворяют фигура с короной на голове с трезубцем в руках и волнистая полоса за кормой. Вокруг изображены всевозможные птицы — и близкие реальным, и сказочные Сирины. В художественных особенностях подзоров нашли выражение черты стиля барокко XVIII века, по-своему воспринятого народными мастерами.
На подзорах из районов Русского Севера (подзор — нарядный край простыни) развертываются орнаментальные картины-рассказы: катания в каретах, гулянья в парках, сюжеты народных сказок („Семь Симеонов“), изображения архитектурных ансамблей, реальных и фантастических зверей и птиц. Эти изысканные вещи вышиты по тонкому льняному полотну, специально сплетенной или продернутой сетке. По ним узор как бы „настелен“, а каждая фигура расшита мельчайшими швами-узорами, пришедшими в народную вышивку из древнерусского золотного шитья.
Среди вышивок XVIII века интересен подзор, созданный по мотивам русской сказки о семи Симеонах. Во всю длину полотна фризом развертываются главные эпизоды сказки. Здесь терема царя Адора, корабли, выстроенные одним из братьев, царь и Елена Прекрасная на корабле, плывущем по бурному морю, которое олицетворяют фигура с короной на голове с трезубцем в руках и волнистая полоса за кормой. Вокруг изображены всевозможные птицы — и близкие реальным, и сказочные Сирины. В художественных особенностях подзоров нашли выражение черты стиля барокко XVIII века, по-своему воспринятого народными мастерами.