Кукла-матрешка стала сегодня едва ли не национальным символом России. Между тем эта игрушка возникла лишь в конце XIX века трудами профессионального художника С. В. Малютина, использовавшего занятную вместительную форму одной из японских кукол и придумавшего роспись, условно передающую облик русской красавицы в народном костюме. С тех пор матрешки делают во многих местностях. Но если майданская воплощает этот персонаж в полуфантастическом образе, то сделанная в городе Семенове Нижегородской области ближе к реальности.
В 1920-х годах в Вознесенском районе Горьковской области, в большом селе Полховский Майдан потомственные токари перешли на выделку игрушек „тарарушек“, поначалу украшенных способом выжигания. Лишь в 1930-е годы стали делать игрушки с росписью анилиновыми красками на крахмальном грунте. И сегодня в селе занимаются игрушкой – мужчины точат, а женщины и дети расписывают.
Для майданских „тарарушек“ характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами. Их рисунок скор и динамичен.
„Пейзажи майданских красильщиц передают сельские идиллии с домиками среди кустов и деревьев, прудами и речками перед ними, парочками в лодках. Эти композиции своей наивной простотой и непосредственностью напоминают детские рисунки. Но они исполнены в той же манере энергичной скорописи, которая присуща всей майданской росписи. Розово-малиновые, фиолетовые, синие, зеленые и желтые краски соединяются в неповторимую звонкую и ликующую гамму, выделяющую майданский промысел среди всех прочих“. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
Кукла-матрешка стала сегодня едва ли не национальным символом России. Между тем эта игрушка возникла лишь в конце XIX века трудами профессионального художника С. В. Малютина, использовавшего занятную вместительную форму одной из японских кукол и придумавшего роспись, условно передающую облик русской красавицы в народном костюме. С тех пор матрешки делают во многих местностях. Но если майданская воплощает этот персонаж в полуфантастическом образе, то сделанная в городе Семенове Нижегородской области ближе к реальности.
В 1920-х годах в Вознесенском районе Горьковской области, в большом селе Полховский Майдан потомственные токари перешли на выделку игрушек „тарарушек“, поначалу украшенных способом выжигания. Лишь в 1930-е годы стали делать игрушки с росписью анилиновыми красками на крахмальном грунте. И сегодня в селе занимаются игрушкой – мужчины точат, а женщины и дети расписывают.
Для майданских „тарарушек“ характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами. Их рисунок скор и динамичен.
„Пейзажи майданских красильщиц передают сельские идиллии с домиками среди кустов и деревьев, прудами и речками перед ними, парочками в лодках. Эти композиции своей наивной простотой и непосредственностью напоминают детские рисунки. Но они исполнены в той же манере энергичной скорописи, которая присуща всей майданской росписи. Розово-малиновые, фиолетовые, синие, зеленые и желтые краски соединяются в неповторимую звонкую и ликующую гамму, выделяющую майданский промысел среди всех прочих“. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).