Жостово, Московская губ./обл.

Портсигар "Зимняя тройка“


Жостово, Московская губерния

1910-е

Масло, серебро, лак, роспись. 8,5 х 11,3 х 1,2


В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными "чаепития“, "летние“ и "зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. 



Жостово, Московская губерния /область

В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.

Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.

В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.

В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.

Жостово, Московская губ./обл.

"Winter Troika". A Cigarette case


Zhostovo, The Moscow Province

1910s

Oil, silver, varnish, painting. 8,5 х 11,3 х 1,2


At the beginning of the 19th century the workshops in the villages of Ostashkovo and Zhostovo (the villages nearest to the village of Danilkovo) were opened. These workshops of lacquer miniatures that existed for the entire 19th century belonged to the representatives of the Vishnyakovs dynasty. The subjects from the national life prevailed in the works of the craftsmen. The most popular ones were tea-drinking, summer and winter troikas, skating in sledges and carts.





В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.

Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.

В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.

В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library