В Ярославской губернии, на территории Любимского и Даниловского уездов, весь ХIХ век делали прялки с маленькой ажурной лопасткой и широкой плоской ножкой. Плавными очертаниями красиво изогнутой формы эти прялки напоминают плывущего лебедя. Вся их поверхность покрыта тонкой контурной резьбой с небольшими вкраплениями геометрических поясков. Прялки получили образное название „терем“, потому, что на их широких ножках вырезалось изображение башни со шпилем и часами и как бы шатрового интерьера в разрезе.
Прялки „терема“ – выдающиеся произведения искусства. Они прекрасны не только формой, но и богатством резьбы, низкорельефной, выемчатой, ногтевидной, контурной, сквозной. Их лицевая часть покрыта изображениями сцен из жизни крестьян и горожан. Чаще всего это сцены чаепитий, застолий, плясок, езды в санях. На пляшущих молодцах длиннополые кафтаны и высокие шапки, напоминающие кучерские. На женщинах за самоварами либо деревенские наряды, либо платья, какие носили в середине ХIХ века. А в самоварах настолько точно переданы реальные формы, что они могут служить основанием для датировок прялок. Вместе с тем изображения условно плоскостны, декоративны и даже гротескны.
Навершия прялок ажурные. В прорезях вершины лопастки – дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни, которое говорит о стойкости древних символических образов в крестьянском искусстве. В XIX веке они соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь.
В Ярославской губернии, на территории Любимского и Даниловского уездов, весь ХIХ век делали прялки с маленькой ажурной лопасткой и широкой плоской ножкой. Плавными очертаниями красиво изогнутой формы эти прялки напоминают плывущего лебедя. Вся их поверхность покрыта тонкой контурной резьбой с небольшими вкраплениями геометрических поясков. Прялки получили образное название „терем“, потому, что на их широких ножках вырезалось изображение башни со шпилем и часами и как бы шатрового интерьера в разрезе.
Прялки „терема“ – выдающиеся произведения искусства. Они прекрасны не только формой, но и богатством резьбы, низкорельефной, выемчатой, ногтевидной, контурной, сквозной. Их лицевая часть покрыта изображениями сцен из жизни крестьян и горожан. Чаще всего это сцены чаепитий, застолий, плясок, езды в санях. На пляшущих молодцах длиннополые кафтаны и высокие шапки, напоминающие кучерские. На женщинах за самоварами либо деревенские наряды, либо платья, какие носили в середине ХIХ века. А в самоварах настолько точно переданы реальные формы, что они могут служить основанием для датировок прялок. Вместе с тем изображения условно плоскостны, декоративны и даже гротескны.
Навершия прялок ажурные. В прорезях вершины лопастки – дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни, которое говорит о стойкости древних символических образов в крестьянском искусстве. В XIX веке они соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь.