Пряничная доска «Лев»


XVII век

Дерево, резьба. 30 х 40

Пост. в 1940 из ГЭ, ранее в коллекции Н. П. Лихачева


Многочисленные пряничные доски разных размеров использовали для „пряников печатных“. Их резные орнаменты отпечатывали в тесте, украшая изображениями фантастических зверей и птиц, двуглавых орлов, вазонов с цветами, сказочных хором, навеянных типичной для XVII века шатровой архитектурой.

На небольшой прямоугольной доске из коллекции Н. П. Лихачева, датируемой XVII веком, помещено заглубленное изображение льва. Фигура трактована обобщенно. Плавной, едва намеченной линией обрисовано вытянутое, слегка изогнутое тело животного. Мягко, без четкого выделения деталей моделирован рельеф. В лепке мощной головы, пышной гривы и лап зверя скульптурная округлость форм неожиданно разбивается круто изогнутыми, серповидными врезами, зубцами и прихотливым узором миндалевидных выемок. При этом мотивы геометрической резьбы не повторяют скульптурную форму, а как бы дополняют ее, придают фигуре льва не только декоративность, но и особую значительность. Подобное соединение в пластическом строе одного произведения разных манер резьбы, их контрастное сопоставление является древним приемом. Его широко использовали русские мастера, например, в резьбе скульптурного декора белокаменных построек древнего Владимира.

Пряничная доска «Лев»


XVII век

Wood, carving.


Многочисленные пряничные доски разных размеров использовали для „пряников печатных“. Их резные орнаменты отпечатывали в тесте, украшая изображениями фантастических зверей и птиц, двуглавых орлов, вазонов с цветами, сказочных хором, навеянных типичной для XVII века шатровой архитектурой.

На небольшой прямоугольной доске из коллекции Н. П. Лихачева, датируемой XVII веком, помещено заглубленное изображение льва. Фигура трактована обобщенно. Плавной, едва намеченной линией обрисовано вытянутое, слегка изогнутое тело животного. Мягко, без четкого выделения деталей моделирован рельеф. В лепке мощной головы, пышной гривы и лап зверя скульптурная округлость форм неожиданно разбивается круто изогнутыми, серповидными врезами, зубцами и прихотливым узором миндалевидных выемок. При этом мотивы геометрической резьбы не повторяют скульптурную форму, а как бы дополняют ее, придают фигуре льва не только декоративность, но и особую значительность. Подобное соединение в пластическом строе одного произведения разных манер резьбы, их контрастное сопоставление является древним приемом. Его широко использовали русские мастера, например, в резьбе скульптурного декора белокаменных построек древнего Владимира.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library