Семенов /Семино / Нижегор.губ. ("Хохлома") Карпова Александра Степановна

Поставок


Нижегородская обл., Ковернинский р-н, пос. Семино

1994

Дерево, токарная работа, хохломская роспись. 28,5 - с крышкой; 20,5 х 18




Семенов, Семино (Нижегородская губерния/область) - „Хохлома“

На Волге есть центр росписи по дереву, который получил всемирную известность и признание. Это город Семенов и село Семино Ковернинского района Горьковской области. Здесь родина „золотой хохломы“.

Это искусство прошло долгий путь развития, зародившись, по-видимому, в XVI—XVII веках. В основе техники хохломской росписи лежит прием росписи масляными красками по металлизированному порошку с последующим покрытием лаком и прокаливанием при температуре около двухсот градусов. В прежние времена посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой (вареным льняным маслом) и прогревали в печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь нее, становилось „золотом“. Подобную имитацию золочения мастера почерпнули у иконописцев. В XX веке олово заменили алюминием.

В XIX веке хохломской промысел разросся настолько, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу, в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось много сел и деревень Семеновского и Балахнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьевского и Варнавинского — Костромской. В промысле сложилось своеобразное разделение труда: в одних деревнях утварь вытачивали из дерева, в других — расписывали. В большом селе Хохлома, по имени которого посудное ремесло и получило свое название, красильщики скупали у токарей неокрашенное „белье“. Здесь же происходила перепродажа уже расписанного, готового товара скупщикам, которые переправляли его на барках по Волге в город Городец, а затем на знаменитую Макарьевскую ярмарку и в Нижний Новгород.

Для крестьянского обихода выполнялись в основном миски, чашки, бочата, солонки и ложки. Укрепившаяся со второй половины XIX века мода на хохломские изделия способствовала созданию вещей иного характера. Многие из них выполнялись на заказ и отвечали городским вкусам заказчиков. Это — изящные небольшие вазочки с округлыми чашами на тонких профилированных ножках и большие массивные вазы с бочкообразными туловами, графины и рюмки, кувшины, наборы для специй, подсвечники, коробки и шкатулки с множеством отделений внутри. Делали хохломские мастера и мебель: столы, стулья, табуреты, диваны, полки. Дешевую обиходную посуду можно отличить по простым узорам, нанесенным специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это — спирали, ромбики, мелкие розетки и листики. Часто они сочетались с простейшей росписью по бортику из красных и черных вертикальных мазков. Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента.

В конце XIX века промысел стал угасать. После Октябрьской революции началась активная работа по восстановлению промысла. Братья Красильниковы и Подоговы, С. С. Юзиков, А. М. Серов, Ф. А. Бедин и другие начали возрождать и совершенствовать традиционное травное письмо.

В настоящее время художники промысла продолжают успешно развивать традиционное искусство. Работа ведется на двух фабриках: „Хохломская роспись“ в городе Семенове и „Хохломский художник“ в деревне Семино Ковернинского района, объединяющей мастеров окрестных деревень. Семинские мастера издавна культивируют узор в виде легкой волнистой „травки“, а семеновцы любят изощренную пышность узоров. Хохломская роспись внутренним строем тесно связана с древнерусскими традициями и народным творчеством нижегородского края.

Карпова Александра Степановна

Поставок


Нижегородская обл., Ковернинский р-н, пос. Семино

1994

Wood, , .






На Волге есть центр росписи по дереву, который получил всемирную известность и признание. Это город Семенов и село Семино Ковернинского района Горьковской области. Здесь родина „золотой хохломы“.

Это искусство прошло долгий путь развития, зародившись, по-видимому, в XVI—XVII веках. В основе техники хохломской росписи лежит прием росписи масляными красками по металлизированному порошку с последующим покрытием лаком и прокаливанием при температуре около двухсот градусов. В прежние времена посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой (вареным льняным маслом) и прогревали в печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь нее, становилось „золотом“. Подобную имитацию золочения мастера почерпнули у иконописцев. В XX веке олово заменили алюминием.

В XIX веке хохломской промысел разросся настолько, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу, в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось много сел и деревень Семеновского и Балахнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьевского и Варнавинского — Костромской. В промысле сложилось своеобразное разделение труда: в одних деревнях утварь вытачивали из дерева, в других — расписывали. В большом селе Хохлома, по имени которого посудное ремесло и получило свое название, красильщики скупали у токарей неокрашенное „белье“. Здесь же происходила перепродажа уже расписанного, готового товара скупщикам, которые переправляли его на барках по Волге в город Городец, а затем на знаменитую Макарьевскую ярмарку и в Нижний Новгород.

Для крестьянского обихода выполнялись в основном миски, чашки, бочата, солонки и ложки. Укрепившаяся со второй половины XIX века мода на хохломские изделия способствовала созданию вещей иного характера. Многие из них выполнялись на заказ и отвечали городским вкусам заказчиков. Это — изящные небольшие вазочки с округлыми чашами на тонких профилированных ножках и большие массивные вазы с бочкообразными туловами, графины и рюмки, кувшины, наборы для специй, подсвечники, коробки и шкатулки с множеством отделений внутри. Делали хохломские мастера и мебель: столы, стулья, табуреты, диваны, полки. Дешевую обиходную посуду можно отличить по простым узорам, нанесенным специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это — спирали, ромбики, мелкие розетки и листики. Часто они сочетались с простейшей росписью по бортику из красных и черных вертикальных мазков. Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента.

В конце XIX века промысел стал угасать. После Октябрьской революции началась активная работа по восстановлению промысла. Братья Красильниковы и Подоговы, С. С. Юзиков, А. М. Серов, Ф. А. Бедин и другие начали возрождать и совершенствовать традиционное травное письмо.

В настоящее время художники промысла продолжают успешно развивать традиционное искусство. Работа ведется на двух фабриках: „Хохломская роспись“ в городе Семенове и „Хохломский художник“ в деревне Семино Ковернинского района, объединяющей мастеров окрестных деревень. Семинские мастера издавна культивируют узор в виде легкой волнистой „травки“, а семеновцы любят изощренную пышность узоров. Хохломская роспись внутренним строем тесно связана с древнерусскими традициями и народным творчеством нижегородского края.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library