Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.
Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.
Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей.
Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки. Соседство с Троице-Сергиевой лаврой обеспечивало спрос и сбыт изделий.
Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное – работа „с живства“, то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур. Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Отщепы от больших поленьев шли на мелкий „щепной товар“ – изображения нянек, кормилиц, крестьянок, „китайскую мелочь“ – аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. Резали в Сергиевом Посаде и формы для игрушек из папье-маше – так называемые болвашки. Их оклеивали слоями бумажной массы, после просушки разрезали по контуру, соединяли обе половинки и получившийся объем расписывали. Болвашки служили не одному поколению мастеров.
В 1976 году в музей поступили уникальные игрушки XIX века, сделанные под Москвой в Сергиевом Посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В. В. Матэ. По желанию ее последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные игрушки были приобретены Русским музеем и стали ценнейшими экспонатами собрания.
Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.
Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.
Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей.
Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки. Соседство с Троице-Сергиевой лаврой обеспечивало спрос и сбыт изделий.
Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное – работа „с живства“, то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур. Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Отщепы от больших поленьев шли на мелкий „щепной товар“ – изображения нянек, кормилиц, крестьянок, „китайскую мелочь“ – аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. Резали в Сергиевом Посаде и формы для игрушек из папье-маше – так называемые болвашки. Их оклеивали слоями бумажной массы, после просушки разрезали по контуру, соединяли обе половинки и получившийся объем расписывали. Болвашки служили не одному поколению мастеров.
В 1976 году в музей поступили уникальные игрушки XIX века, сделанные под Москвой в Сергиевом Посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В. В. Матэ. По желанию ее последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные игрушки были приобретены Русским музеем и стали ценнейшими экспонатами собрания.