Изделия из бересты широко бытовали на Севере. Бересту украшали росписью, тиснением, гравировкой и прорезью, из нее выплетали целые фигурные предметы – лапти и корзины, хлебницы и сумки, штофы, фигурные утки-солоницы. Для чеканки или тиснения по бересте мастерам служили специальные штампики из твердых пород дерева, кости или лосиного рога. С помощью такой палочки с рельефным узором на конце выбивали орнамент на поверхности берестяного листа (круги, розетки, ромбы, звездочки).
„Сеченой берестой“ знамениты Великий Устюг и деревни на реке Шомоксе, где сложились своеобразные центры этого искусства. Деревня Курово-Наволок в Шемогодье была крестьянским берестяным промыслом.
Основу берестяного кружева Шемогодья составляет мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и ответвлениями волнистых побегов. Под берестяное кружево обычно подкладывают подкрашенную фольгу или цветную бумагу, придающую плоскостному узору впечатление рельефности. В названии „сеченая береста“ скрыт импровизационный характер техники: на тонкий берестяной лист тупым шилом без предварительного рисунка наносят орнамент, который прорезают острым ножом.
Изделия из бересты широко бытовали на Севере. Бересту украшали росписью, тиснением, гравировкой и прорезью, из нее выплетали целые фигурные предметы – лапти и корзины, хлебницы и сумки, штофы, фигурные утки-солоницы. Для чеканки или тиснения по бересте мастерам служили специальные штампики из твердых пород дерева, кости или лосиного рога. С помощью такой палочки с рельефным узором на конце выбивали орнамент на поверхности берестяного листа (круги, розетки, ромбы, звездочки).
„Сеченой берестой“ знамениты Великий Устюг и деревни на реке Шомоксе, где сложились своеобразные центры этого искусства. Деревня Курово-Наволок в Шемогодье была крестьянским берестяным промыслом. С конца XVIII века здесь славилась династия Вепревых, которая из поколения в поколение передавала мастерство орнаментальной резьбы. Во второй половине XIX — начале XX века шемогодские изделия находили спрос на всероссийском и международном рынках.
Основу берестяного кружева Шемогодья составляет мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и ответвлениями волнистых побегов. Под берестяное кружево обычно подкладывают подкрашенную фольгу или цветную бумагу, придающую плоскостному узору впечатление рельефности. В названии „сеченая береста“ скрыт импровизационный характер техники: на тонкий берестяной лист тупым шилом без предварительного рисунка наносят орнамент, который прорезают острым ножом.
Резьба по бересте сегодня развивается в городе Великом Устюге Вологодской области на базе фабрики „Великоустюгские узоры“. Здесь сохраняют традиции орнамента, которые были заложены в этом искусстве мастерами, работавшими в деревнях на реке Шомоксе в XIX веке, поэтому резьба продолжает называться шемогодской. Возрождение ее началось в 1950-е годы под руководством Е. П. Шильниковского, курировавшего промысел наряду с Северной чернью. В этом промысле работали выдающиеся художники А. Е. Маркова и Т. Г. Вязова. Они выделяются не только высоким мастерством резьбы, но и орнаментами, в которых, наряду с традиционными растительными мотивами, присутствуют сюжетные композиции жанрово-бытового содержания.
Изделия из бересты широко бытовали на Севере. Бересту украшали росписью, тиснением, гравировкой и прорезью, из нее выплетали целые фигурные предметы – лапти и корзины, хлебницы и сумки, штофы, фигурные утки-солоницы. Для чеканки или тиснения по бересте мастерам служили специальные штампики из твердых пород дерева, кости или лосиного рога. С помощью такой палочки с рельефным узором на конце выбивали орнамент на поверхности берестяного листа (круги, розетки, ромбы, звездочки).
„Сеченой берестой“ знамениты Великий Устюг и деревни на реке Шомоксе, где сложились своеобразные центры этого искусства. Деревня Курово-Наволок в Шемогодье была крестьянским берестяным промыслом.
Основу берестяного кружева Шемогодья составляет мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и ответвлениями волнистых побегов. Под берестяное кружево обычно подкладывают подкрашенную фольгу или цветную бумагу, придающую плоскостному узору впечатление рельефности. В названии „сеченая береста“ скрыт импровизационный характер техники: на тонкий берестяной лист тупым шилом без предварительного рисунка наносят орнамент, который прорезают острым ножом.
Изделия из бересты широко бытовали на Севере. Бересту украшали росписью, тиснением, гравировкой и прорезью, из нее выплетали целые фигурные предметы – лапти и корзины, хлебницы и сумки, штофы, фигурные утки-солоницы. Для чеканки или тиснения по бересте мастерам служили специальные штампики из твердых пород дерева, кости или лосиного рога. С помощью такой палочки с рельефным узором на конце выбивали орнамент на поверхности берестяного листа (круги, розетки, ромбы, звездочки).
„Сеченой берестой“ знамениты Великий Устюг и деревни на реке Шомоксе, где сложились своеобразные центры этого искусства. Деревня Курово-Наволок в Шемогодье была крестьянским берестяным промыслом. С конца XVIII века здесь славилась династия Вепревых, которая из поколения в поколение передавала мастерство орнаментальной резьбы. Во второй половине XIX — начале XX века шемогодские изделия находили спрос на всероссийском и международном рынках.
Основу берестяного кружева Шемогодья составляет мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и ответвлениями волнистых побегов. Под берестяное кружево обычно подкладывают подкрашенную фольгу или цветную бумагу, придающую плоскостному узору впечатление рельефности. В названии „сеченая береста“ скрыт импровизационный характер техники: на тонкий берестяной лист тупым шилом без предварительного рисунка наносят орнамент, который прорезают острым ножом.
Резьба по бересте сегодня развивается в городе Великом Устюге Вологодской области на базе фабрики „Великоустюгские узоры“. Здесь сохраняют традиции орнамента, которые были заложены в этом искусстве мастерами, работавшими в деревнях на реке Шомоксе в XIX веке, поэтому резьба продолжает называться шемогодской. Возрождение ее началось в 1950-е годы под руководством Е. П. Шильниковского, курировавшего промысел наряду с Северной чернью. В этом промысле работали выдающиеся художники А. Е. Маркова и Т. Г. Вязова. Они выделяются не только высоким мастерством резьбы, но и орнаментами, в которых, наряду с традиционными растительными мотивами, присутствуют сюжетные композиции жанрово-бытового содержания.