Фомичев Л. А., Мстера, Владимирская область

Шкатулка "Царь-колокол"


Мстера, Владимирская область

1963

Темпера, папье-маше, лак, роспись. 13,5 х 20,5 х 4

Пост. в 1965 из МК РСФСР


1960-е годы ознаменовались принципиально новым этапом в искусстве Мстёры, что выразилось в стремлении художников расширить круг сюжетов и образов и обновить средства выразительности. Большой интерес проявился к исторической теме. Своеобразное преломление она получила в творчестве Л. А. Фомичева. В миниатюре "Царь-колокол“ заключены особенности его индивидуального почерка и в то же время черты, общие для мстёрской миниатюры 1960-х годов. Как бы взглядом с птичьего полета художник охватывает огромное пространство, насыщенное массами людей в действии. Л. А. Фомичев использует для этой цели ярусный принцип построения композиции. В разных направлениях и на разных уровнях движутся группы людей, что создает ощущение колыхания масс под мерный звон колокола. На фоне светлой разбеленной земли дорогие многоцветные костюмы церковников и бояр, с одной стороны, и простые, но звучные тона одежды мужиков – с другой, создают переливающуюся драгоценными красками поверхность. Это впечатление дополняется вкраплениями синего цвета в общую золотистую гамму.
В колорите и подчеркнутой силуэтности фигур произведений Л. А. Фомичева ощущается близость к иконописи. В его работах можно проследить и черты древнерусской книжной миниатюры.

Фомичев Л. А., Мстера, Владимирская область

"The Tsar Bell". A Casket


Mstyora, The Vladimir Region

1963

Tempera, papier-mâche, varnish, painting. 13,5 х 20,5 х 4


The 1960s were marked by a fundamentally new stage in the art of Mstyora, which was expressed in the desire of artists to expand the range of subjects and images and to renew the means of expressiveness. There was also a great interest in the historical theme. It was that theme that was interpreted in his own way by L. Fomichev.

The miniature the “Tsar Bell” features both his individual style and common trends in the Mstyora miniature of the 1960s. The artist depicts crowds of people in action as if he looks at it from a bird’s-eyed view.  L. Fomichev uses a tiered principle of making a composition for this purpose. Groups of people move in different directions and at different levels, this creates a sensation of the masses swaying to the ringing of the bell.

Against the light background, multicoloured suits of churchmen and boyars, on the one hand, and simple, but sonorous colours of the peasants' clothes, on the other, create a surface sparkling with precious paints. The spots of blue supplement the overall golden tone of the picture. There is closeness to icon painting in the colour and accentuated silhouettes of L. Fomichev's works. In his works, one can trace as well the features of the ancient Russian book miniature.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library