Клыков Н. П., Мстера, Владимирская область

Шкатулка "Дубровский"


1940

Темпера, папье-маше, лак, роспись. 6,5 x 19,5 x 12,5

Пост. в 1941 из Ленинградской закупочной комиссии


Мастера лаковой миниатюры разных центров чаще обращались к сказкам, чем к драматическим и прозаическим произведениям Пушкина, поэтому шкатулка Клыкова вызывает интерес эмоциональным откликом на сюжет повести о молодом помещике-бунтаре, написанной в 1820-е годы. // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 210.

Богоявленская слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем. Особенно хорошо у них получались строгановские "мелочные письма“ – с миниатюрными сценами и множеством деталей. В начале XX века с появлением хромолитографии в иконописном искусстве наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с механизированным производством печатных икон.

После 1917 года мстерские иконописцы были озабочены поисками нового пути в искусстве. Они пробовали себя в росписи масляными красками настенных ковриков на полотне, деревянных предметов. В 1931 году мастера обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основателями нового искусства во Мстере были потомственные иконописцы А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и И. Н. Морозов. Каждый из них обладал оригинальным творческим почерком и в то же время закладывал основы общего стиля мстерской лаковой миниатюры, видоизменяя и развивая особенности местной иконописи.

Одна из работ Н. П. Клыкова – шкатулка "Дубровский“. В отличие от образов палехских художников персонажи Н. П. Клыкова – это вполне реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам открываются средства ее достижения. В композиции ясно читаются три плана. Первый – полоса земли – как бы отодвигает действие в глубь своеобразной сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Н. П. Клыков "лепит“ фигуры персонажей, подчеркивая их объемность не светотенью, а бликами.

Klykov N., Мстера, Владимирская область

"Dubrovsky. A casket


Mstera, Vladimir region

1940

Tempera, papier-mâche, varnish, painting. 6,5 x 19,5 x 12,5


Since the 14th century the Epiphany Sloboda of Mstera, Vyaznikovsky district in the Vladimir region had been  ne of many Russian centres of icon painting.  Mstera icon painters, who knew many old styles of icon painting were famous throughout the country. They followed the masters of the Stroganov school of icon painting which characterised by the  miniature scenes and many details. At the beginning of the 20th century icon paining faced a crisis because of the invention of chromolithography. The icon painters couldn’t meet the competition with the mechanised production of printed icons. Mstera icon painters were eager to find a new path in art after 1917. They tried themselves in the wall rugs’ oil painting on the canvas, wooden objects. In 1931 the masters turned to the lacquer miniature on papier-mache. The founders of a new art in the Mstera were hereditary icon painters A. Bryagin, A. Kotyagin, N. Klykov and I. Morozov.

One of the Klykov’s works is the casket "Dubrovsky". The subject of the painting is based on the story of the great Russian writer Alexander Pushkin. In contrast to the images of Palekh artists, the characters of  Klykov are real people acting in a specific situation. But there is a degree of conventionality and generalisation that is essential in the lacquered miniature. There is a great role of coloring, built on the combinations of plane and pure colors, with the help of which Klykov "models" the characters’ figures, emphasizing their volume with glare and not with a chiaroscuro. 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library