Повсеместно было развито изготовление поливной посуды, покрытой прозрачными или цветными глазурями, обеспечивавшими не только красоту, но и влагонепроницаемость предметов. Глазури приготовляли из окислов металлов, состав которых давал коричневый, желтый или зеленый цвет поливы. Глиняную посуду украшали также орнаментами, нанесенными по сырому острой палочкой или штампиками. Волнистые линии, кольца, зигзаги, кружки в разных комбинациях размещали на плечиках или вокруг горла сосудов, подчеркивая их форму.
В последней трети XIX века среди многочисленных локальных гончарных центров выделился город Скопин Рязанской губернии. Здесь наряду с обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры. Сложные формы выполнялись по частям и затем соединялись. Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя, Полкана, рыбы, льва, двуглавого орла, куры и петуха, попугаев, даже обезьяны, а также хищной птицы Скопы, по преданию давшей название городу.
Пластичные формы украшены декоративными налепами, насечкой и штампиками по сырой глине, дополнявшими сказочные образы реальными приметами – оперением птиц, шерстью зверей. Последнюю гончары делали, пропуская жидкую глину через сито. Особую красоту скопинской керамике придавали яркие глазури, использовавшиеся в смеси разного цвета в виде пятен и затеков, ставших приметой местного декора. Уникальное искусство скопинской керамики успешно развивается и сегодня, о чем свидетельствуют представленные произведения современных мастеров и художников промысла.
Повсеместно было развито изготовление поливной посуды, покрытой прозрачными или цветными глазурями, обеспечивавшими не только красоту, но и влагонепроницаемость предметов. Глазури приготовляли из окислов металлов, состав которых давал коричневый, желтый или зеленый цвет поливы. Глиняную посуду украшали также орнаментами, нанесенными по сырому острой палочкой или штампиками. Волнистые линии, кольца, зигзаги, кружки в разных комбинациях размещали на плечиках или вокруг горла сосудов, подчеркивая их форму.
В последней трети XIX века среди многочисленных локальных гончарных центров выделился город Скопин Рязанской губернии. Здесь наряду с обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры. Сложные формы выполнялись по частям и затем соединялись. Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя, Полкана, рыбы, льва, двуглавого орла, куры и петуха, попугаев, даже обезьяны, а также хищной птицы Скопы, по преданию давшей название городу.
Пластичные формы украшены декоративными налепами, насечкой и штампиками по сырой глине, дополнявшими сказочные образы реальными приметами – оперением птиц, шерстью зверей. Последнюю гончары делали, пропуская жидкую глину через сито. Особую красоту скопинской керамике придавали яркие глазури, использовавшиеся в смеси разного цвета в виде пятен и затеков, ставших приметой местного декора. Уникальное искусство скопинской керамики успешно развивается и сегодня, о чем свидетельствуют представленные произведения современных мастеров и художников промысла.