Холмогоры

Туалетные коробочки


Холмогоры, Архангельская губерния

XVIII век

Резьба, кость. 4 х 4,5 х 6,5; 2,8 х 4 х 8

Собрание Л. И. Свионтковской-Вороновой

Туалетная коробочка: пост. в 1963 из собрания Л. И. Свионтковской-Вороновой; Туалетная коробочка-башмачок: пост. в 1963 от В. С. Беляева


В своих экспедициях на Север и в другие районы России собирала произведения народной вышивки и кружева известный исследователь этих видов народного искусства Л. И. Свионтковская-Воронова. И. Я. Богуславская. Предисловие к каталогу выставки «Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 6.

Одна из туалетных коробочек середины XVIII века выполнена в виде комодика с типичными для стиля рококо криволинейными формами, другая — в виде башмачка на изогнутом каблучке. Каждая сделана из цельного куска моржового клыка и украшена резьбой «на проем». Главные элементы резьбы — растительные мотивы в виде тонких веточек и рокайльные завитки, в вязь которых органично вписываются фигурки летящих птиц, бегущих за дичью собак, прыгающих зайцев.

Прихотливо изогнутые стенки и крышка коробочки-комодика подчиняются принципу симметрии. Народный вкус проявляется в таких деталях, как скромный растительный бегунок или поясок треугольников с точками внутри, выгравированных на коробочке-башмачке. 



Холмогоры

Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамон­тов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.

Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.

Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.

XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.

Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.

Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.

Kholmogory

Dressing boxes


Cholmogory, Archangelsk Province

18th century

Carving, bone. 4 х 4,5 х 6,5; 2,8 х 4 х 8


One of the dressing boxes is designed as a little chest of drawers with curvilinear lines typical of the rococo style. The other piece looks like a shoe with a curved heel. The dressing boxes are made of walrus tusk and decorated by the carving called “groove on an aperture”. The main elements of the carving are floral patterns in the shape of thin twigs and rocaille curls. The carving comprises figures of flying birds, hunting dogs and jumping hares.

The curved walls and a cover of the little chest of drawers are symmetrical in design. The modest pattern called “begunok” (a curved, wave-shaped line) and a series of triangles engraved on the shoe-shaped box show the folk taste.



Kholmogory

Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — „голубую“, то есть бивни мамон­тов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Но более простые предметы холмогорцы резали из так называемой «цевки» – кости домашних животных.

Самые ранние сохранившиеся произведения холмогорских резчиков в собрании ГРМ относятся к концу XVII века.

Пышное травное узорочье характерно для предметов из кости, как и для всего стиля искусства этой эпохи.

XVIII век – период расцвета холмогорского промысла, чему способствовали не только внешняя и внутренняя торговля, но и мода на костяные изделия. К традиционным гребням, ларцам и шахматам прибавились многочисленные шкатулки, бюро, секретеры, коробочки, табакерки, игольницы, в которых нашли отражение стили барокко и рококо. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки — тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и подцвеченного краской. В богатом и разнообразном орнаменте изделий — ряды концентрических кругов (так называемый «глазковый орнамент»), цветы и травы, сцены охоты.

Одна из важных художественных традиций холмогорской резьбы – использование символов и аллегорий. В течение многих десятилетий настольной книгой костерезов служили изданные в России в 1705 году по велению Петра „Символы и эмблемы“. В конце XVIII века упростились формы ларцов и шкатулок. Их граненые и прямоугольные очертания отвечали строгости и ясности нового стиля – классицизма. Строже стал и орнамент: более мелких размеров, геометрических форм, симметричного расположения. С середины XIX столетия в произведениях костерезов все более проступают черты эклектики, постепенно снижается художественный уровень изделий. С изменением моды сократился спрос на костяные вещи, приведший к упадку промысла.

Возрождение холмогорского промысла началось после Октябрьской революции. В 1921 году в Архангельске были созданы курсы резьбы по кости. В 1929 году в Холмогорах был организован учебный пункт костерезного искусства, преобразованный через год в Художественную школу резьбы по кости. Первые выпускники школы в 1933 году создали в селе Ломоносово артель – ныне прославленную фабрику художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова, мастера которой и сегодня сохраняют традиционно высокое мастерство резьбы по кости.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library