Утка с утятами по характеру лепки напоминает уточку из Инжавинья той же Тамбовской губернии. Обе свистульки имеют по две пары отверстий – музыкальных ладов.
В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.
The whistle “Duck with Ducklings” has two pairs of holes – musical modes. The features of modeling this piece remind us of the Duck from Inzhavinia, the Tambov province.
В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.