Великий Устюг (Северная чернь), Тропина Е. Ф.

Чарочка „Великий Устюг"


Е. Ф. Тропина. Великий Устюг, Вологодская область, фабрика „Северная чернь"

1967

Серебро, золочение, чернь, гравировка. 4 x 5 x 2,5

Пост. в 1960 от автора


Ученица Е. П. Шильниковского Е. Ф. Тропина в своих произведениях продолжает творческие поиски в разных направлениях. На одной из ее чарок изображена традиционная панорама Великого Устюга. Но в привычный образ города автор внес ощущение современности: среди архитектурных памятников ясно читаются контуры новостроек. Тонко исполненная миниатюрная гравюра словно орнаментальным поясом охватывает самую широкую часть предмета. Хорошо найдено соотношение узора и фона, черневых и золоченых частей композиции. Уместно и тактично использованы штриховка и канфарение.

Великий Устюг (Северная чернь)

Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).

В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.

В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“,  реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)

Великий Устюг (Северная чернь), Тропина Е. Ф.

Чарочка „Великий Устюг"


Е. Ф. Тропина. Великий Устюг, Вологодская область, фабрика „Северная чернь"

1967

Silver, gilding, niello, engraving.


Ученица Е. П. Шильниковского Е. Ф. Тропина в своих произведениях продолжает творческие поиски в разных направлениях. На одной из ее чарок изображена традиционная панорама Великого Устюга. Но в привычный образ города автор внес ощущение современности: среди архитектурных памятников ясно читаются контуры новостроек. Тонко исполненная миниатюрная гравюра словно орнаментальным поясом охватывает самую широкую часть предмета. Хорошо найдено соотношение узора и фона, черневых и золоченых частей композиции. Уместно и тактично использованы штриховка и канфарение.

Великий Устюг (Северная чернь)

Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).

В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.

В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“,  реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library