На реке Уфтюге существовал промысел расписных туесов. Красивых пропорций стройные туески прямо по естественному фону бересты украшены растительным орнаментом и выразительными по рисунку изображениями изящных птиц.
Как и деревянные предметы, изделия из луба и бересты украшали резьбой и росписью. Их художественные особенности на Севере были также богаты и разнообразны и развивались как на базе домашнего ремесла, так и в виде организованных промыслов.
До недавнего времени вокруг деревень Верхней Уфтюги на Северной Двине работала артель, объединявшая мастеров росписи берестяных туесков и лукошек. Этот центр сложился еще в XIX веке. Промыслом занимались жители многих окрестных селений, отправляя на базары вверх и вниз по Двине груженые туесками баржи.
В конце июня — июле, когда береза наполнялась соком и ее молодая кора — береста легко отделялась от твердого луба, с распиленного на части ствола дерева снимали чулком „сколотни“. Туесок делали из двух слоев бересты, сплошного цилиндрического внутреннего и прошитого или сплетенного наружного. Вверху и внизу внутренний слой загибали наружу, прокладывая для прочности ивовый прут. Снизу вставляли круглое деревянное дно, сверху аналогичную крышку с ручкой.
В старинных туесках Верхней Уфтюги природная красота бересты служила естественным фоном для скромной росписи в виде изящной легкой веточки, несущей цветок на изогнутом стебле. С противоположной стороны туеса ему вторило изображение грациозной птицы, написанной легким росчерком пера. В туесках XX века легкие веточки разбрасывали по красному или желтому фону, яркая звучность которого контрастно оттеняла немногословную выразительность орнамента. Сочетание приемов свободных кистевых мазков с рисунком тетеревиным (или стальным) пером, композиционный принцип расположения росписей отдельными группами, ограниченность мотивов (ветвь, птица) определяют своеобразие стиля уфтюгской росписи. (Богуславская И. Я. Северные сокровища.. Архангельск, 1980. С. 16)
На реке Уфтюге существовал промысел расписных туесов. Красивых пропорций стройные туески прямо по естественному фону бересты украшены растительным орнаментом и выразительными по рисунку изображениями изящных птиц.
Как и деревянные предметы, изделия из луба и бересты украшали резьбой и росписью. Их художественные особенности на Севере были также богаты и разнообразны и развивались как на базе домашнего ремесла, так и в виде организованных промыслов.
До недавнего времени вокруг деревень Верхней Уфтюги на Северной Двине работала артель, объединявшая мастеров росписи берестяных туесков и лукошек. Этот центр сложился еще в XIX веке. Промыслом занимались жители многих окрестных селений, отправляя на базары вверх и вниз по Двине груженые туесками баржи.
В конце июня — июле, когда береза наполнялась соком и ее молодая кора — береста легко отделялась от твердого луба, с распиленного на части ствола дерева снимали чулком „сколотни“. Туесок делали из двух слоев бересты, сплошного цилиндрического внутреннего и прошитого или сплетенного наружного. Вверху и внизу внутренний слой загибали наружу, прокладывая для прочности ивовый прут. Снизу вставляли круглое деревянное дно, сверху аналогичную крышку с ручкой.
В старинных туесках Верхней Уфтюги природная красота бересты служила естественным фоном для скромной росписи в виде изящной легкой веточки, несущей цветок на изогнутом стебле. С противоположной стороны туеса ему вторило изображение грациозной птицы, написанной легким росчерком пера. В туесках XX века легкие веточки разбрасывали по красному или желтому фону, яркая звучность которого контрастно оттеняла немногословную выразительность орнамента. Сочетание приемов свободных кистевых мазков с рисунком тетеревиным (или стальным) пером, композиционный принцип расположения росписей отдельными группами, ограниченность мотивов (ветвь, птица) определяют своеобразие стиля уфтюгской росписи. (Богуславская И. Я. Северные сокровища.. Архангельск, 1980. С. 16)