Жостово, Московская губ./обл.

Поднос „Лучезарный“


Н. Н. Гончарова. Жостово, Московская область

1989

Масло, лак, роспись, металл, перламутр, поталь. 47 х 60 х 1,5


Жостово, Московская губерния /область

В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.

Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.

В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.

В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.

Жостово, Московская губ./обл.

Поднос „Лучезарный“


Н. Н. Гончарова. Жостово, Московская область

1989

Oil, lacquer, painting, metal, mother of pearl, dutch metal.


Жостово, Московская губерния /область

В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.

Начинается жостовское письмо с нанесения на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов подмалевка – пятна разбеленной краски – красной, желтой, зеленой. В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки“ округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.

В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями (кузнецами). Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов.

В 1990-е годы число занятых в производстве людей значительно сократилось. Некоторые мастера вновь обратились к цветочной росписи на папье-маше. Но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают успешно работать и сегодня, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library