Фарфоровый завод Батенина

Ваза амфорная с изображением подпрапорщика и барабанщика


Начало 1830-х

Золочение, фарфор, роспись надглазурная, цировка;. 36,3 х 20,2 х 15,6

Пост.: 1932 из ГЭ; ранее – собрание великого князя Николая Николаевича младшего


Нередко живописцы фарфорового завода Батенина вдохновлялись батальными сюжетами, сценами из военной жизни. Воссоздавая на фарфоре композиции художники обращались к рисункам, гравюрам, книжной иллюстрации.

Украшающая тулово амфорной вазы живописная миниатюра с изображением военных исполнена по литографии Л. А. Белоусова «Подпрапорщик и барабанщик лейб-гвардии Павловского полка» из изданного А. В. Висковатовым «Собрания мундиров Российской Императорской армии» (СПб, 1830. Тетр. 4, л. 6). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 115.

Фарфоровый завод Батенина
1814‒1838, Санкт-Петербург

Один из известных частных фарфоровых заводов России. Основан в 1814 на Выборгской стороне купцом Филиппом Сергеевичем Батениным. Почти 25-летняя деятельность завода (завод сгорел в 1838 году) была активна и плодотворна. Декоративные вазы, чашки, тарелки с петербургскими видами стали своеобразной визитной карточкой этого предприятия. Продукция фарфорового завода Ф. С. Батенина экспонировалась на Первой публичной выставке российских изделий в Санкт-Петербурге (1829). Ирина Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 301.

Фарфоровый завод на Выборгской стороне в Петербурге Филипп Сергеевич Батенин приобрел в 1814 у купца Девятова. До того, как заняться производством фарфора, купец Батенин ввозил его „из чужих краев". У предприимчивого купца дела сразу же пошли удачно. К 1815 году на предприятии работали 42 человека. В том же году было выработано 18 000 изделий, которые можно было заказывать и приобретать в собственном магазине (Невский пр., 25).

Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди огромного числа дошедших до наших дней изделий частных заводов. Стилистическая цельность и приверженность в росписи к петербургским мотивам как бы подтверждали столичное местоположение завода. С батенинским фарфором обычно ассоциируются роскошные, несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы или петербургские мотивы на богато золоченом фоне (к сожалению, золотая краска отличалась недолговечностью в результате погрешностей в технологии).

Использование несложных технических приемов делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения. Продукция завода отличалась большим разнообразием: фигурные кувшины, умывальные приборы, декоративные вазы, сервизы, многочисленные виды чашек, в том числе типично батенинской является массивная цилиндрическая чашка с характерной изогнутой ручкой. Особую группу составляли чашки и кружки, в декор которых были введены монограммы, надписи и гербы. Характерными для оформления фарфора являются бордюры и букеты с плотно прижатыми цветами в строгих обрамлениях на вызолоченном фарфоре. Устойчивыми сюжетами батенинских росписей были архитектурные виды Петербурга (по гравюрам, рисункам, акварелям), ставшие своеобразной визитной карточкой завода. В 1829 на Первой промышленной выставке в Петербурге батенинский фарфор был отмечен Большой золотой медалью.

После смерти Ф.С. Батенина производство перешло в руки его наследников и опекунского совета (1832‒1838). В эти годы батенинские живописцы держали пальму первенства среди частных заводов в обращении к сюжетам „шинуазри", навеянным общей тенденцией возврата к стилям прошлых эпох, к изощренности форм и сюжетов. На золотом фоне ярких композиций преобладали открытые красные, синие, зеленые, желтые цвета. Среди многообразного ассортимента изделий заслуженную славу заводу принесли вазы разных размеров, в которых наиболее ярко выразилась высокая декоративность батенинского фарфора. Варьировался преимущественно тип амфоры с оригинальными вертикальными ручками, богатыми по пластическому декору, и с разнообразными сюжетами на их тулове. Весьма популярными в первой половине XIX века были батенинские многопредметные сервизы с эффектными красочными узорами в виде цветочных бордюров, сочетаний геометрических и растительных форм. Искусство батенинских мастеров в значительной мере определило характер ранней продукции другого петербургского завода — Корниловых. После пожара 1838 года корниловскому заводу были проданы сохранившиеся материалы, туда же перешли оставшиеся без работы мастера.

В Русском музее батенинский фарфор представлен самыми разнообразными, в большинстве своем первоклассными предметами, начиная от многочисленных чашек, декоративных ваз и сервизов, кончая умывальными приборами и фигурными кувшинами.

Фарфоровый завод Батенина

Ваза амфорная с изображением подпрапорщика и барабанщика


Начало 1830-х

Gilding, porcelain, painting over glaze, . 36,3 х 20,2 х 15,6


Нередко живописцы фарфорового завода Батенина вдохновлялись батальными сюжетами, сценами из военной жизни. Воссоздавая на фарфоре композиции художники обращались к рисункам, гравюрам, книжной иллюстрации.

Украшающая тулово амфорной вазы живописная миниатюра с изображением военных исполнена по литографии Л. А. Белоусова «Подпрапорщик и барабанщик лейб-гвардии Павловского полка» из изданного А. В. Висковатовым «Собрания мундиров Российской Императорской армии» (СПб, 1830. Тетр. 4, л. 6). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 115.

Фарфоровый завод Батенина
1814‒1838, Санкт-Петербург

Один из известных частных фарфоровых заводов России. Основан в 1814 на Выборгской стороне купцом Филиппом Сергеевичем Батениным. Почти 25-летняя деятельность завода (завод сгорел в 1838 году) была активна и плодотворна. Декоративные вазы, чашки, тарелки с петербургскими видами стали своеобразной визитной карточкой этого предприятия. Продукция фарфорового завода Ф. С. Батенина экспонировалась на Первой публичной выставке российских изделий в Санкт-Петербурге (1829). Ирина Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 301.

Фарфоровый завод на Выборгской стороне в Петербурге Филипп Сергеевич Батенин приобрел в 1814 у купца Девятова. До того, как заняться производством фарфора, купец Батенин ввозил его „из чужих краев". У предприимчивого купца дела сразу же пошли удачно. К 1815 году на предприятии работали 42 человека. В том же году было выработано 18 000 изделий, которые можно было заказывать и приобретать в собственном магазине (Невский пр., 25).

Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди огромного числа дошедших до наших дней изделий частных заводов. Стилистическая цельность и приверженность в росписи к петербургским мотивам как бы подтверждали столичное местоположение завода. С батенинским фарфором обычно ассоциируются роскошные, несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы или петербургские мотивы на богато золоченом фоне (к сожалению, золотая краска отличалась недолговечностью в результате погрешностей в технологии).

Использование несложных технических приемов делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения. Продукция завода отличалась большим разнообразием: фигурные кувшины, умывальные приборы, декоративные вазы, сервизы, многочисленные виды чашек, в том числе типично батенинской является массивная цилиндрическая чашка с характерной изогнутой ручкой. Особую группу составляли чашки и кружки, в декор которых были введены монограммы, надписи и гербы. Характерными для оформления фарфора являются бордюры и букеты с плотно прижатыми цветами в строгих обрамлениях на вызолоченном фарфоре. Устойчивыми сюжетами батенинских росписей были архитектурные виды Петербурга (по гравюрам, рисункам, акварелям), ставшие своеобразной визитной карточкой завода. В 1829 на Первой промышленной выставке в Петербурге батенинский фарфор был отмечен Большой золотой медалью.

После смерти Ф.С. Батенина производство перешло в руки его наследников и опекунского совета (1832‒1838). В эти годы батенинские живописцы держали пальму первенства среди частных заводов в обращении к сюжетам „шинуазри", навеянным общей тенденцией возврата к стилям прошлых эпох, к изощренности форм и сюжетов. На золотом фоне ярких композиций преобладали открытые красные, синие, зеленые, желтые цвета. Среди многообразного ассортимента изделий заслуженную славу заводу принесли вазы разных размеров, в которых наиболее ярко выразилась высокая декоративность батенинского фарфора. Варьировался преимущественно тип амфоры с оригинальными вертикальными ручками, богатыми по пластическому декору, и с разнообразными сюжетами на их тулове. Весьма популярными в первой половине XIX века были батенинские многопредметные сервизы с эффектными красочными узорами в виде цветочных бордюров, сочетаний геометрических и растительных форм. Искусство батенинских мастеров в значительной мере определило характер ранней продукции другого петербургского завода — Корниловых. После пожара 1838 года корниловскому заводу были проданы сохранившиеся материалы, туда же перешли оставшиеся без работы мастера.

В Русском музее батенинский фарфор представлен самыми разнообразными, в большинстве своем первоклассными предметами, начиная от многочисленных чашек, декоративных ваз и сервизов, кончая умывальными приборами и фигурными кувшинами.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library