Растрелли Бартоломео Карло

Посмертная маска Петра I


Год создания: 1725

Размер: 29 х 20,5 х 12

Техника: Бронза


Петр I (Великий; 1672–1725) — младший сын царя Алексея Михайловича. С 1682 года — царь (до 1696 года совместно с братом Иоанном V). С 1721 года — первый император всероссийский. Проводимая им внешняя и внутренняя политика имела целью интеграцию России в международную европейскую систему. При Петре I реформированию подверглись все сферы общественной жизни: государственное управление, церковь, армия, образование, бытовая культура. Основал российский флот, вел войны с Турцией за выход к Черному морю и со Швецией — к Балтийскому, чтобы обеспечить России водный путь в Западную Европу.

Итальянец Бартоломео Карло Растрелли, автор целого ряда скульптурных изображений Петра I, в день смерти императора был вызван во дворец для снятия гипсовых слепков с лица, рук и ног императора, а также для выполнения точных обмеров его тела. Позднее слепок с лица умершего Петра I был отлит из бронзы.

Эта посмертная маска поступила в Русский музей в 1930 из Строгановского дворца-музея.

Растрелли Бартоломео Карло
1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург
Array

Выдающийся скульптор и литейщик, итальянец по происхождению.

В 1716 вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Первые скульптурные произведения, исполненные Растрелли, — бронзовые фигуры на мотивы басней Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому. Они не сохранились, как и отлитый по приказанию Петра I бронзовый бюст «первого русского солдата» С. Л. Бухвостова, и свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Работал преимущественно в области монументальной и портретной скульптуры. Характерные для барокко торжественная парадность и декоративная пышность сочетаются в произведениях Растрелли с правдивостью и выразительностью образов. Скульптор создал ряд изображений Петра I: его бюст и конный монумент, установленный Павлом I перед Михайловским замком, в которых император представлен грозным монархом и полководцем-триумфатором, и восковую персону (из дерева и раскрашенного воска). Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, ГРМ).

Rastrelli Bartolomeo Carlo

Death Mask of Peter I


Creation: 1725

Technique: Bronze


Peter I (the Great; 1672–1725) was the younger son of the Tsar Alexei Mikhailovich. He became Tsar in 1682 (until 1696, he ruled jointly with his brother Ivan V). From 1721, he was the first Emperor of All the Russias.

On the day that Peter the Great died the Italian Carlo Bartolomeo Rastrelli, who had created a whole series of sculptures of the Emperor, was called to the palace to make plaster casts of his face, hands and feet, and also to make accurate measurements of his body. Peter’s death mask was subsequently cast in bronze.

The death mask was received by the Russian Museum in 1930 from the Stroganov Palace.

Rastrelli Bartolomeo Carlo
1675, Florence - 1744, St.Petersburg
Array

A distinguished sculptor and figure-caster, of Italian origins. Count. In 1716 was summoned to Saint Petersburg by Peter the Great for cannon casting and performing arts for the new Russian capital decoration. Came to Russia with his son Francesco Bartolomeo – the future architect. The first sculptural works performed by Rastrelli were the bronze figures on the motives of Aesop’s fables. They were arranged on the left bank of Neva and later presented to counts Osterman and Betsky by Catherine II. They were not preserved, and neither were the bronze bust of the “First Russian Soldier” S. L. Bukhvostov, cast at Peter I’s commission, or lead statues that decorated alleys and fountains of the Summer and Peterhof gardens. Worked mostly in the field of monumental and portrait sculpture. Solemn pageantry and decorative splendour characteristic for Baroque combine in Rastrelli’s works with truthfulness and expressiveness of the images. The sculptor created a number of depictions of Peter I: his bust, an equestrian monument which Paul I had mounted in front of St. Michael’s Castle, — in those works the emperor is featured as a strict monarch and a triumphant commander, and a wax figure (of wood and dyed wax). Unsurpassable by its intricate performance technique is his monumental statuary “Anna Ioannovna with an Arab Boy” (1741).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library