Воронихин А. Н.

Вид на Строгановскую дачу в Петербурге


1797

Холст, масло. 67,5 х 100,5

Пост.: 1897 из Академии художеств


За эту картину художник получил звание академика перспективной и миниатюрной живописи (1797). Дача была построена (1795–1796) по проекту архитектора А. Н. Воронихина (по некоторым сведения построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1793, перестроена Воронихиным в 1796–1797) в Петербурге у впадения Черной речки в Большую Невку. Принадлежала графу А. С. Строганову. В 1909 здание было кардинально перестроено, а в 1970-х разобрано. Раиса Дашкина  // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 76.

В пейзаже воспроизводится фасад дачи, украшенный колоннадой, от усадьбы к реке ведет гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров. Стены первого каменного этажа прорезаны с обеих сторон тремя высокими проёмами арочной формы. По сведениям современникам второй этаж был деревянным, и в его центральной части располагался зал, в котором устраивались балы и собрания. Вместо стен зал окружали остеклённые палладианские окна-двери, разделённые колоннами. В левой его части находились хоры для музыкантов. По обеим сторонам зала располагались открытые галереи с колоннадами ионического ордера. Завершалось сооружение четырьмя фронтонами, над которыми возвышается купол с бельведером. Именно на этой даче проходили известные современникам «строгановские праздники». Описание одного из таких праздников оставила потомкам французская художница Э. Виже-Лебрен: "Около трёх часов мы поднялись на террасу, окружённую колоннами, где день обступал нас со всех сторон. С одной стороны можно было наслаждаться видом парка, с другой Невой, загруженной тысячами лодок, одна другой элегантнее… На этой террасе мы обедали. Обед был великолепный…, слышна (была) музыка… После обеда мы совершили незабываемую прогулку по саду, вечером мы снова поднялись на террасу, откуда наблюдали... красивый фейерверк... Огни, отраженные в водах Невы, производили волшебный эффект". 

Работа написана в традициях старой западной школы, которые на русской почве были подвергнуты творческой интерпретации. Пейзаж архитектора обладает характерными признаками "топографических" пейзажей: изображение реально существующего места и самой усадьбы именитых людей Строгановых. 

Воронихин Андрей Никифорович
1759, Новое Усолье, Пермская губ. - 1814, Санкт-Петербург

Русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова); с 1779 — в Петербурге. Совершил четыре поездки по России и Западной Европе. За границей изучал перспективу, пейзажную живопись и архитектуру. В Петербурге продолжал заниматься перспективой и миниатюрной живописью; в 1794 г. представил в Академию Художеств картину, изображающую в перспективном виде картинную галерею графа Строганова, и получил звание академика. Ранние архитектурные работы – отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795—1796.

В особенности прославился проектом и сооружением Казанского собора (1801–1811). Из других построек Воронихина известны здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и пр.

Voronikhin A. N.

View onto the Stroganov Dacha in St Petersburg


1797

Oil on canvas.


The artist was awarded the title of the Academician of perspective and miniature painting in 1797. The dacha was designed by Andrei Voronikhin (according to the other sources – it was designed by Fyodor Demerzov in 1793 and rebuilt by Voronikhin in 1796-1797) and was located in St. Petersburg near the place where the Chernaya River flows into the Bolshaya Nevka. The building was radically rebuilt and then pulled down in 1970s.

The painting features the facade of the dacha decorated with the colonnade, the granite stairs with sculptures of lions and centaurs lead from the estate to the river. It was there where the “Stroganov celebrations” famous among the contemporaries took place. The French artist Marie Louse Elisabeth Vigée-Lebrun described for descendants one of the celebrations: “About 3 p.m. we went upstairs to the terraсe surrounded by columns, there the day was all round us. From one side one can enjoy the view of the park, from the other – the Neva crowded with thousands of boats – one is more elegant than the other... There we had dinner. It was rich. The music played. After the dinner we went for a walk in the garden. In the evening we came to the terrace again to watch the beautiful fireworks. The lights reflected in the Neva made a wonderful effect”.

The work was created in the traditions of the Western European painting that were interpreted in Russia. The painting was produced in the manner of topographical landscapes. It depicts the real place and the estate of the Stroganovs.  

Voronikhin Andrey Nikifirovich
1759 New Usolye, Perm province. - 1814, St. Petersburg

Русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова); с 1779 — в Петербурге. Совершил четыре поездки по России и Западной Европе. За границей изучал перспективу, пейзажную живопись и архитектуру. В Петербурге продолжал заниматься перспективой и миниатюрной живописью; в 1794 г. представил в Академию Художеств картину, изображающую в перспективном виде картинную галерею графа Строганова, и получил звание академика. Ранние архитектурные работы – отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795—1796.

В особенности прославился проектом и сооружением Казанского собора (1801–1811). Из других построек Воронихина известны здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и пр.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library