Неизвестный художник

Портрет Б. П. Шереметева


Конец XVII века

Холст, масло. 105 x 78,5

Пост. в 1930 из Шереметевского дворца-музея, Ленинград


Борис Петрович Шереметев (1652–1719) — государственный деятель, полководец, дипломат. Участвовал в первом Азовском походе. В 1682 — пожалован в бояре. Ближайший сподвижник Петра Великого; участник всех важнейших сражений Северной войны (Дерпт, Нарва, Полтава, Рига). С 1701 — генерал-фельдмаршал. Первый российский граф (1706). Петр I называл Шереметева своим Тюреном и высоко ценил за бескорыстие.

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 126.

Датирован по данным технологического исследования. Идентифицирован Б. А. Косолаповым. Слева в верхней части портрета — современный живописи герб рода Шереметевых (Гербовед. С. 7–9). Вокруг герба — литеры: «Б», «П», «Ш», «Б» (Борис Петрович Шереметев Боярин). Кроме того, с этого портрета была исполнена гравюра Л. Тарасевича, которой открывался панегирик на польском языке, поднесенный Шереметеву в 1695 по случаю взятия им четырех турецких крепостей. Автор этого панегирика Петр Терлецкий состоял при дворе Б. П. Шереметева. В последней четверти XIX века полный экземпляр панегирика хранился у праправнука фельдмаршала графа С. Д. Шереметева, по утверждению которого живописный извод, послуживший оригиналом для гравюры, находился в их родовом белгородском поместье Борисовке. Не исключено, что именно он и хранится ныне в ГРМ (Селищев. С. 83–103; Шереметев. С. 200). Д. А. Ровинский ошибочно считал гравюру Л. Тарасевича изображением И. С. Мазепы, полагая что «…Шереметев только в 1697 году, после путешествия заграницу явился к Петру в иностранном кафтане <…> причем сбрил себе усы и бороду» (Словарь русских граверов. Стлб. 984–985). Действительно, Б. П. Шереметев переоделся в европейское платье во время своей дипломатической миссии 1697–1699. Однако нет оснований утверждать, что до этого он непременно носил бороду. Написан в традициях польско-украинского портрета XVII века. Б. П. Шереметева многое связывало с Украиной: отец его был киевским воеводой и многие годы жил в Киеве. Некоторые историки полагают, что он учился в Киевском братском училище. Неудивительно, что у фельдмаршала на всю жизнь «сохранилось какое-то особое влечение к Киеву». Под старость он собирался поселиться там навсегда, а в духовном завещании просил, чтобы его похоронили в Киево-Печерской лавре.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 36.

Неизвестный художник

Unknown painter

Portrait of Count Boris Sheremetev


Late 17th century

Oil on canvas.

Received in 1930 from the Sheremetev Palace-Museum, Leningrad


Boris Sheremetev (April 25, 1652 – February 17, 1719). Statesman, commander and diplomat. In 1682 he was made Boyar. He took part in the first Azov campaign. He was a close associate of Peter the Great and fought in all the most important battles of the Northen War (Dorpat, Narva, and Riga). He became Field Marshal General in 1701 and was the first Russian count (1706). At the battle of Poltava he commanded the centre of the Russian Army. Peter the Great called Sheremetev his “Turenne” and valued him greatly for his selflessness.

The portrait was dated based on technological research. The upper left corner of the painting features a coat of arms belonging to the Sheremetev family, corresponding to the time when the item was created. Evidence suggests that this painting was used by Leonty Tarasevich, when he created his engraving for a panegyric presented to Sheremetev in 1695, commemorating the Count’s successful seizure of four Ottoman fortresses. Sergei Sheremetev, descendant of Count Boris Sheremetev, maintained that the original painting used for the engraving, was kept in the village of Borisovka, the family estate near Belgorod. It is possible that this particular painting, now in the collection of the State Russian Museum, is the very same work.

Unknown painter


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library